Это очень усталый город. Он сопит под тяжестью бесчисленных людей и асфальта. Его душу нельзя видеть за пределами Садового кольца. Чем дальше от центра, тем печальнее становится его облик. Грязные улицы держат тебя в печали даже в солнечную погоду. А высотки комплекса «Москва-сити» напоминают издали какой-то русский Стоунхендж прямо посреди города... Но все равно в Москве есть много привлекающего. При всей современной безликости она имеет исключительно свою ауру. Здесь жило много интересных людей. Здесь есть на что посмотреть. Недавно вы читали об обычной Москве, а сейчас предлагаю вам променад по интересной.
«Верните мне моего Мастера!»
Я долго искал этот дом. К сожалению, москвичи не очень хорошо знают, где находится музей Булгакова. Особенно молодые. Те, кто старше, все-таки показали мне верный путь. Вот и указатель под арку «Садовая, 302-бис». Только на самом деле адрес этого дома другой — Садовая, 10. А вот номер квартиры тот самый — № 50. Это — «нехорошая квартира». В этой типичной для 1920-х годов коммуналке Михаил Булгаков жил с 1921-го по 1924 год. Здесь начал писать первые московские произведения. Роман «Мастер и Маргарита» обессмертил обитателей этой квартиры.
Музей — настоящее место паломничества тех, кто любит произведения Булгакова. Квартира № 50 находится на последнем этаже, а потому по дороге наверх вы видите на стенах рисунки и надписи, оставленные любителями творчества писателя. Здесь и неповторимые образы кота Бегемота, и некоторые сцены из «Мастера и Маргариты», и много искренних просьб-цитат: «Верните мне моего Мастера!». Разглядывание этого «подъездного» искусства занимает, думаю, больше времени, чем посещение музея.
Писатель вместе со своей женой жил в «нехорошей квартире» в непростых условиях. Целый день он пытался хоть как-то заработать, добыть хоть немного еды, а потом приходил домой и не падал, обессиленный, на диван, а много писал ночью... Музей создан так, что каждая комната рассказывает об отдельной части жизни Булгакова. Здесь — коммуналка, там — кабинет, в следующей — редакция. Может быть, вы не поверите, но, когда ходишь там, чувствуешь, что Михаил Афанасьевич рядом. Вместе со своей первой и самой верной женой Татьяной Лаппа, которая была с ним в самые тяжелые времена. Считается, что это она стала той самой Маргаритой...
Мост Любви
Однако не только на Садовой улице можно встретить любовь. Пешеходный мост через Москву-реку, который так и называется — «мост Любви», мне кажется, просто насыщен этим необычным чувством. На нем «растут» металлические деревья, на которых в любую погоду, в любое время «цветут» разноцветные замочки. Как и во многих местах, эти замочки вешают сюда влюбленные, указав свои имена. Подсчет количества этих «пут любви» мне представляется невозможным: их там тьма. Красивое и романтическое место в самом центре Москвы.
Приятная находка
Не пользуйтесь никогда схематическими картами! Подробной карты у меня не было — только что-то больше похожее на примерный план, а потому не удивительно, что я заблудился. Искал Третьяковскую галерею. Оказался на Кадашевской набережной. Приятное, спокойное место, откуда можно попасть в еще более тихие улочки. Так я и сделал, потому что знал, что где-то в этих дворах точно должно быть то, что я искал. Сам не знаю почему, но мне очень понравились эти улочки и дворы. Позже я узнал, что это место — очень знаменитое в городе, что здесь когда-то была слобода, ремесленники. Короче, это очень древнее место. Как-то я его почувствовал. Видимо, судьба. Ведь вечером того же дня я встретился с Кадашами еще раз, но об этом позже.
Так я нашел галерею. И несколько часов бродил по ней, но и того было мало, чтобы посмотреть все. Видел некоторые полотна нашего Ивана Хруцкого. Всего их в Третьяковке одиннадцать. Их очень ценят и считают одними из самых ценных. В альбоме с картинами Хруцкого упоминается, что художник — «уроженец белорусской земли, на которой он вырос, прожил многие годы и был похоронен. Тем не менее его с полным правом можно назвать и представителем русского искусства». Россияне — молодцы. У них, думаю, о Хруцком больше знают, чем у нас. Да и думают, что это русский художник...
Очень впечатлен был большими полотнами, которые раньше видел только в репродукциях. Например, долго смотрел на знаменитое «Явление Христа народу» Александра Иванова и изучал, насколько детально написана картина. Размер оригинала — 5,4 на 7,5 метра. Я увидел его, идя по параллельному залу. Смотрел на картины других художников — и вдруг передо мной появилось это чудо. В очередной раз я убедился в том, что изучать искусство нужно на оригиналах, а не на репродукциях, поскольку последние не способны вызвать такие же эмоции, как первые.
Прогулка по Арбату
Арбат — это улица, которая, наверное, хотела спрятаться, так как она петляет из стороны в сторону, и увидеть ее всю целиком невозможно. Поэтому, видимо, в ней и есть что-то такое сакральное. Поэтому сюда и тянет художников. Даже в очень холодную погоду не исчезают авторы со своими картинами. Кто-то предлагает вам нарисовать ваш портрет, кто-то — купить готовые работы. Одно плохо — очень высокие цены. Но случайно я убедился в том, что этого не нужно бояться.
Помните, я писал, что встретился с Кадашами еще раз? Это произошло именно на Арбате. Шел, рассматривал «товар». Остановился рядом со стендами с офортами. Офорт — это разновидность гравюры на металле. В этой технике работал знаменитый немецкий художник Альбрехт Дюрер — а он мне очень нравится. Поэтому я и обратил внимание на небольшие рисунки-отпечатки с выписанными до мелочей портретами, пейзажами... Как-то сразу мне понравился один рисунок: старые пустые улицы, и одинокий человек стоит на углу двух улиц. Чем-то этот образ показался знакомым, чуть ли не родным. Я присмотрелся и увидел мелкую надпись: «Двор в Кадашах». Вот они — Кадаши! Только сегодня утром был там. Я понял, что должен приобрести этот рисунок, так как он для меня сейчас воплотил всю настоящую Москву, древнюю, старую. Я вспомнил в тот момент слова одного музейного хранителя, с которым на днях разговаривал: «Говорите, грязно в Москве? Да. Но именно здесь настоящая Россия. Все больше любят Питер, но это — Европа...» Он, по моему мнению, в чем-то прав. Москва и действительно показалась мне более русской.
Разговорившись с художником, торговавшим этими работами, я переспросил, правильно ли понял, что тот рисунок — изображение именно улиц и дворов, которые я посещал. Оказалось, что не ошибся. Спросил о цене — около 1000 рублей (около 30 долларов). За хорошую картину, да в такой сложной технике, вроде немного, но не для студента. Решил попробовать хоть немного «сбить» цену. Поговорили, поспорили — в результате цена была снижена наполовину. Поэтому не пугайтесь, если вам захочется на Арбате что-то купить, — просто не поленитесь поторговаться.
Владислав Кулецкий, фото автора. г. Москва, 5 марта 2013 года.
Источник: газета «Звязда», в переводе: http://zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=109414&idate=2013-03-05