Серебро из госхранилища, портреты из музеев — это далеко не все сокровища, которые можно будет увидеть во дворце.
Одержимые историей туристы теперь на какое-то время могут почувствовать себя жителями дворца. Для этого не обязательно ждать открытия всего дворцового комплекса (второй очереди), которая запланирована на весну. Гостиничный комплекс во дворце уже готов к работе. Поэтому у каждого есть возможность своими глазами увидеть, к чему все же привела громкая реставрация одного из главных белорусских памятников истории. С нового года в Несвижском дворце стало больше залов, открытых для посещения, а в начале февраля открывается отель, сообщил директор музея-заповедника "Несвиж" Сергей Климов:
— Уже в текущем году мы открыли четыре зала, чтобы увеличить пропускную способность музея, соответственно — количество туристов. У нас было их очень много в начале года — это связано с российскими каникулами. В прошлом году 220 тысяч туристов посетили Несвижский дворец, в позапрошлом году — 170 тысяч. В этом году ожидаем 300-350 тысяч. Чтобы люди уже сейчас могли увидеть больше, мы еще до официального открытия всего комплекса открыли три зала в строящемся. Это интерьерные залы XIX века, периода Марии де Кастелян. При ней в конце XIX века были восстановлены интерьеры в трех помещениях: белый бальный зал, малый столовый зал и каминный зал, очень красивый, с итальянскими панелями, которые она специально заказывала. Эти залы у нас уже отреставрированы. Еще открыли гетманский зал, который находится на этаж выше каминного. Он будет использоваться как конференц-зал. Там уже стоит мебель, она стилизованная, не старая. Но там висят уникальные работы, которые были вывезены из дворца перед Второй мировой войной. Эти произведения именно из Несвижского дворца, которые мы взяли на депозит в художественном и историческом музеях: три парадных портрета Вишневецких и Константин Острожский. У нас договоренность пока на год пользования. Далее либо продлим, либо будем заказывать копии. Эти произведения имеют историческую ценность, находились во дворце, здесь они на своем месте.
— В Беларуси есть портреты из Радзивилловского собрания, их можно было увидеть на выставках. Может ли во дворце появиться более широкая экспозиция портретов из Несвижа?
— Интерес к Несвижу большой, и люди ходили на выставки портретов, которые имеют большую историческую ценность, чем художественную. Это портреты представителей одной семьи, тех родов, с которыми они поддерживали отношения. Конечно, в интерьерах они смотрятся по-другому: чувствуется аура дворца, сразу появляется дух времени. Мы собираемся взять на депозит 42 портрета из тех, что есть в Беларуси (всего их более 60). Они разной ценности, не все нам подходят. Потому что есть концепция, как представить историю Радзивиллов и Беларуси в интерьерах Несвижского дворца, который жил собственной жизнью 400 лет. Менялись хозяева, менялись вкусы, мода, настроения, владельцы сами перестраивали дворец — это был их дом, а не музей. Теперь нужно найти какие-то акценты, чтобы показать в полном объеме всю историю. Не только время Радзивилла Сиротки или Марии де Кастелян (хотя она очень многое сделала), или последних хозяев. Будут блоки, представляющие весь этот род на протяжении многолетней истории страны, в которой они жили.
— И как об этом рассказать во время экскурсии, ограниченной во времени?
С иностранными туристами работают белорусские туроператоры, есть крупные, которые готовы с нами заключить соглашение на десять лет вперед: например, по субботам на три часа. У нас есть отдел, который занимается приемом заказов, маркетингом и связями с общественностью. Нам важно сейчас "раскрутить" проект. Бигборды ставим (9 поставили), печатную продукцию издали. Для туристов уже работает кафе, вскоре откроется ресторан в интерьерах XVIII века. И две гостиницы.
Один — VIР-отель, всего четыре номера, но они шикарные. Второй — отель эконом-класса. Когда-то в этом здании были конюшни, в советское время там размещалась грязелечебница санатория. Сейчас здание значительно модернизировано, номера хоть и не большие, но очень хорошие. Всего отель на 49 мест. Он будет открыт с 5 февраля.
— Для кого отель во дворце будет доступен?
— Номера одно-, двух— и трехместные очень небольшие, поэтому цена будет доступной. В номерах телевизоры, полный туристский сервис. Очень много к нам приезжает молодых людей со всей Беларуси — на выходные. Для них пожить во дворце было бы очень интересно. Приезжают и россияне. Наверное, наш отель пустовать не будет.
— Гостиничные номера в историческом стиле оформлены?
— Нет, там универсальный европейский стиль, что касается отеля эконом-класса. Добротная мебель, сделанная по индивидуальному проекту для этого отеля. Тендер на ее изготовление выиграл "Бобруйскдрев", там стилизаций нет. Другое дело — VIР-номера. Но это аутентичные старинные комнаты. Сильной стилизации нет, дело в том, что они находятся в одном из старейших помещений — в каменице, которая была построена в начале XVII века, правда, потом перестраивалась. Пейзаж из окна очень красивый: парк, дамба, мост... Часть номеров выходит во двор дворца. Все сделано соответственно духу — лепка, позолота. Очень хорошая мебель. И сразу из этого отеля вход в конференц-зал. Это один комплекс: ресторан, отель и проход в конференц-зал (исторический гетманский зал).
— Сложно наполнять такие памятники мебелью, которая соответствовала бы духу дворца?
— Эта проблема была в музее раньше. Когда начинали создавать заповедник, как ни прискорбно, была очень сырая концепция музейного показа. Приняли решение приобретать мебель на аукционах. Скупить дорогую антикварную мебель на европейских аукционах, что-то радзивилловское отыскать — невозможно. За эти годы всплыл только один костюм, который имел отношение к Радзивиллам, да и то не к несвижским. Во-вторых, не всегда во дворце была качественная мебель, особенно в ХХ веке. В середине XIX века дворец стоял сорок лет без хозяев, все приходило в упадок, гнил пол, проваливалась крыша. Это по словам Марии де Кастелян. Последние Радзивиллы стремились наполнить дворец, восстановить интерьеры, но тех богатств уже не было, как у Пане Коханку или его предшественников, не было мануфактур, земель. Они покупали, что было доступно. Даже на фотографиях из семейного альбома видно, что они передвигали с одного места на другое некоторые предметы интерьера, картины, чтобы показать, что дворец наполнен.
Стоял вопрос уже в начале этого года: стоит ли делать новоделы по определенным образцам мебели? На сегодняшний момент в Беларуси не делают корректной реконструкции мебели, и то, что нам предлагалось, было явным кичем, еще и очень дорогим. Может, лучше было бы уйти от этого и искать небольшие предметы из радзивилловских коллекций или те, которые имеют к ним отношение? Уйти от меблировки комнат: все равно невозможно восстановить так, как это было. Часто звучал вопрос: почему дворец восстанавливается на ХХ век, на XIX, на XVIII в? Но нет того воздуха, нет тех людей, нет тех мастеров... Поэтому была принята концепция, которая показывает всю историю рода Радзивиллов, а через их историю нашего государства — Великого Княжества Литовского — с максимальным приближением к оригиналу, с поиском оригинальных вещей. Я имею в виду депозиты — 42 картины из белорусских музеев, 186 предметов из костела Божьего Тела, которые имели отношение к Радзивиллам, пусть и не к самому дворцу, но Радзивиллы финансировали монастыри — и униатские, и католические, и православные. Предметы сохранил очень неординарный человек Гжегош Колосовский, который долгое время был настоятелем Несвижского костела. Он с войны собирал эти вещи. Удалось в костеле найти интересные вещи XVII-XVIII веков. И дальше идет поиск. Очень помогают волонтеры сайта radziwill.by, они находят вещи на аукционах, что-то нам удалось приобрести. Но мы приобретаем только предметные вещи, не покупаем все, лишь бы это было старинное. С нами работают искусствоведы, в частности, Ольга Баженова, это лучший специалист по теме Радзивиллов в Беларуси. Она написала концепцию музеефикации, согласно которой мы каждую вещь выверяем: как она будет в интерьере, подходит ли она по времени, по стилю. Мы не делаем радзивилловские интерьеры — это невозможно. Их самих сейчас нет в Несвиже. Но мы стараемся восстановить дух эпохи. Сейчас мы уже мебель не приобретаем — ее достаточно. Мы покупаем предметы, аналоги которых могли быть во дворце. Госхранилище Министерства финансов Беларуси нам передало 48 килограммов серебряных вещей — четыре больших мешка. Сейчас мы их описываем. Серебро, которое могло быть дворцовым, представим в экспозиции. Что не дворцовое, то будет представлено в рамках выставки бытового серебра XIX века, которую мы готовим.
Сейчас монтируют витрины — их у нас 31. Наполняем экспонатами. Но мы не используем те залы, где есть исторические интерьеры — там будет только историческая обстановка: часы, вазы, мебель, другие предметы. Музейные витрины будут стоять только в тех помещениях, где утрачены подлинные интерьеры.
— Для таких музеев важно, чтобы была хорошо проведена экскурсия. Вы уже разработали маршруты и подготовили экскурсоводов?
— У нас отработаны восемь маршрутов по дворцу. Стояла задача, чтобы одновременно принять максимальное количество: теперь во дворце могут ходить 850 человек. Но они не мешают друг другу, группы ручейками растекаются по этажам. И еще добавятся два маршрута: по валам и подвалам (летом). Будет романтический маршрут с использованием пейзажей из окон, с воспоминаниями про старый дворец, с применением мультимедийных технологий. Сейчас он в стадии разработки. Мы приобрели несколько современных инфокиосков, было достаточно средств на это. Приобрели аудиогиды, которыми может воспользоваться человек, который не хочет ходить с экскурсией. Записываем экскурсию на четырех языках, будет необходимость, запишем и больше, возможности есть прослушать экскурс на 12-ти языках. Будет так называемый тургид: экскурсовод идет, а вся группа слушает его через наушники, чтобы не мешать другим. Будут и спецэффекты, и Черная панна будет появляться...
— Судьба Панны известна, но многих тревожит судьба башни, вид которой очень изменила реставрация...
— Не могу сказать, что это исторический вид башни, но так она показана на гравюре Маковского. И когда был первый проект реставрации (возможно, он был сырой), решили восстанавливать башню таким образом. Но я не могу точно знать, поскольку еще не работал в музее. Возможно, приняли решение про башню, но не было общего решения относительно реставрации и реконструкции дворца. А когда это решение приняли, башня уже была сделана. Потом весь остальной объем дворца реконструировался на другое время, и башня теперь диссонирует. Но Министерство культуры и научный руководитель приняли решение поправить вид башни. И Радзивиллы очень просили вернуть, как было на их памяти. Сейчас собрали средства — около 650 миллионов на наш благотворительный счет (это дело будет делаться не за государственный счет), и как только потеплеет, стоит задача как можно быстрее переделать башню. Чтобы она была в одном стиле, в котором отреставрирован дворец.
— В этом году Несвиж может стать не назначенной, а настоящей культурной столицей — если во дворец вернется жизнь. Каким образом можно ее вернуть?
— Во дворце целый год будут проходить торжества — музейные, театральные, вечера оперной музыки (есть театральный зал на 110 мест). Приобретен очень дорогой чешский рояль, сделанный на заказ. На нем уже поиграл пианист Юрий Блинов, сказал, что очень хороший инструмент. Мы бы хотели проводить профессиональные конкурсы в Несвиже, потому что место привлекательное — отель, конференц-зал. В перспективе хотели бы и хороший орган — во дворце есть трехъярусная часовня с хорошей акустикой. На ярусах даже уже стоят стулья. В часовне восстановлен алтарь, для него подарили икону представители рода Радзивиллов, но не те, которые могли бы иметь прямое отношение к дворцу, как, например, Эльжбета Радзивилл-Томашевская. Предпоследним ординатом Несвижа был ее отец, последним — дядя Леон. Но в 1939 году польское правительство упразднило ординацию. И наше законодательство не позволяет претендовать на владение дворцом. Радзивиллов до сих пор сюда тянет. Приезжают Константин и Матей Радзивиллы, но они из Шидловецкой линии. Дед Матея владел Полонечкой, значимым поместьем для Несвижа. Есть еще в Америке Кароль Радзивилл, который никогда не претендовал на Несвиж, есть писательница Кристина Радзивилл... Их много по всему миру, мы ищем с ними контакты, но наибольший интерес к Несвижу проявляют Эльжбета, Матей и Константин, а также внук Эльжбеты Александр Томашевский из Франции.
— Хотя сейчас они не хозяева, однако выразили недовольство восстановлением Несвижского дворца. Вообще критики было много. Общество очень заинтересовано наблюдало за этой реставрацией, что для памятника истории, наверное, хорошо: есть к нему интерес. Значит, поедут люди, чтобы посмотреть, что получилось.
— Пани Эльжбета помнит дворец другим, он был уже не в лучшем состоянии, до 1939-го года не раз разграблен, перестроен. Но тот вид, в котором он восстановился, взятый из исторических инвентарей, там расписано, что где было. Была позолота, была лепка, были камины — значит, так и должно быть сегодня. Проводилось научное исследование, не могу комментировать, насколько оно глубокое, но оно задокументировано, принято Советом по реставрации и реализовано. От комиссии ЮНЕСКО реставрация получила высокую оценку. Потом приезжали директора польских музеев из Кракова, Вроцлава, Варшавы и других. Они признались, что боялись ехать в Несвиж, но то, что они увидели, оценили на высоком уровне. Насчет концепции музеефикации написал прекрасный отзыв профессор Тадеуш Бернатович, человек, который очень многое сделал для того, чтобы Несвиж стал объектом ЮНЕСКО. В таком сложном деле, как реставрация и создание музея, важна оценка настоящих профессионалов.
Разговаривала Лариса Тимошик, 24 января 2012 года.
Газета «Звязда», оригинал на белорусском языке: http://zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=92217&idate=2012-01-24