Тайны Маломожейковской церкви (Мурованки)

Просмотров: 11658Комментарии: 0

Сотни людей ежедневно проезжают по дороге Минск — Гродно. И днем, и ночью через железнодорожную станцию Скрибовцы идут поезда. Немногие заметят на автостраде указатель с надписью на коричневом фоне: «Храм-крепость XVI столетия». Не каждый догадается посмотреть в окно поезда, проезжая этот населенный пункт. Кто-то идет своей дорогой, даже не оглянется. А кто-то преодолевает большой путь, даже государственную границу, чтобы полюбоваться уникальным памятником архитектуры, историко-культурной ценностью Беларуси — Церковью в честь рождения Пресвятой Богородицы.

Находится храм-крепость в деревне Мурованка, в Щучинском районе Гродненской области. В народе его так и называют — «Мурованка». Есть у церкви еще одно наименование — «Маломожейковская». А все потому, что раньше храм относился к деревне Малое Можейково Лидского района в 3 километрах отсюда.

Маломожейковская церковь — памятник оборонительного зодчества готично-ренессансного стиля. В стране есть еще один подобный храм — в Сынковичах, также на Гродненщине. Аналогов им в Беларуси больше нет. Немного их и в мире. Поэтому туристы из России, Польши, Украины, Литвы и даже Чехии здесь частые гости.

В последнее время стало сюда приходить больше белорусов. На этот случай на входе в храм — информация с номером телефона прихожанки церкви, которая встречает гостей и проводит экскурсии. Когда мы позвонили, Елена Рудинская оставила все свои дела и быстро пришла в церковь. Не отказала бы женщина в проведении экскурсии даже одному любопытствующему. И все абсолютно бесплатно! Отблагодарить можно по-другому: свечку купить, или буклет на память, или просто пожертвовать на церковь.

Точная дата возведения храма-крепости неизвестна и сегодня. Еще недавно считалось, что Церковь в честь рождения Пресвятой Богородицы была построена между 1516-1542 годами. Правда, не сохранилось ни одного документа, который бы это подтверждал. А все потому, что три века храм существовал как православный, два века он был униатским. Когда церковь переходила в руки униатов, то православные священники были отправлены в изгнание. И все, даже самые древние документы, они забрали с собой. Однако об этом временном диапазоне свидетельствует архитектура храма, которая была характерна для первой половины XVI столетия.

Некоторые исследователи старины, археологи, осмотрев кладку кирпича и особенности сооружения, высказали мнение, что Маломожейковская церковь построена почти на 100 лет раньше, в одно время с подобной ей церковью в Сынковичах, в XV веке. Назван даже конкретный год — 1407. Об этом свидетельствует и буклет, который был издан в 1907 году к 500-летию возведения храма. Правда, есть и еще одна версия.

— В ходе реконструкции церкви в 1817 и 1871-1872 годах при расчистке погребов, которых было два, в малом нашли надгробные камни, а под ними — человеческие останки, — рассказывает Елена Рудинская. — На одном из камней сохранилась надпись «Христов раб иерей Авраамий», а год был указан 1469. Это также доказательство тому, что храм существовал уже в XV веке. Однако можно этот факт и опровергнуть, если предположить, что на месте церкви стоял деревянный храм, в подвале которого хоронили умерших первосвященников. А в большом подвале, поскольку храм оборонного типа, по всей вероятности, хранилось вооружение, продовольственные запасы, церковная утварь и драгоценности.

Между двумя подвалами был проход. Года четыре назад пытались расчистить малый подвал, чтобы добраться в большой. Только это оказалось опасным: все начало сыпаться.

Чего только ни приходилось переживать кирпичной кладке! За свою сложную историю длиною в пять или шесть столетий Маломожейковская церковь была и крепостью, и храмом, и униатским храмом. Не одну войну пережил этот уникальный памятник! Мимо проходили войска шведов, поляков, французов, немцев…

Маломожейковская церковь

Строителями храма считается магнатский род Мацкевич-Шкленских. В конце XVI века мужское поколение рода прерывается. Одна из дочерей выходит замуж за пана Нарушевича, вторая — за князя Андрея Сапегу. Предчувствуя приближение унии, наследники составляют завещание, в котором подтверждают неприкосновенность церковных имений и высказывают пожелание, чтобы церковь оставалась православной и не была передана в объявленную тогда унию. Однако, как бы этого ни хотели, храм переходит в руки униатов.

Известны имена священников Маломожейковской церкви в середине XVII столетия — Лаврентий и Феодосий Воротынские. Во время войны России с Речью Посполитой на храм напали казаки, разграбили Мурованку и убили священника Феодосия.

— Не единожды на храм нападали и разрушали его, — продолжает экскурсовод. — Особенно Мурованка пострадала в 1706 году, когда через эти места на Полтаву шли войска Карла XII. Храм поразил шведского короля своим величественным видом, и тот, «любуясь» церковью, дает распоряжение обстрелять ее. Более столетия храм стоит в запустении, пока по Екатерининскому тракту, который пролегал в трех километрах отсюда, из Вильно в Гродно не ехал Александр I. Императора тоже поразила Мурованка. Только он по-другому выражает свои чувства — приказывает отремонтировать церковь.

В XVII веке, будучи униатским, храм практически не функционирует. Начиная с 1794, по воле местного калятора (спонсора), владельца Маломожейковского имения Казимира Костровицкого, Мурованковская церковь стала римско-католической. О большой власти Костровицких над храмом свидетельствует мраморная плита, вмурованная в стену. На ней — фамилия «спонсора» церкви на латинском языке. Есть мнение, что была здесь еще одна такая же плита, на которой увековечено имя и основателя церкви — Шимки Мацкевича-Шкленского.

Очень пострадала Мурованка во время Первой мировой войны, когда в церкви содержали военнопленных. Только неизвестно чьих. Алтарная часть была превращена в место, где хранился провиант. Это было «сладкое» место для крыс, которые изгрызли пол, испортили стены. Бесчинствовали здесь и военнопленные. Разрушили забор, ворота, сожгли пристройки при храме. Даже святотатствовали! Когда настоятель храма Лев Савицкий вернулся сюда в 1920-е годы и застал церковь в страшном состоянии, он сразу стал заботиться о ее восстановлении. Известно, что ценности храма (иконы, книги), которые в начале войны были эвакуированы в Московскую епархиальную контору, назад не вернулись.

С 1924 по 1948 год храм был католическим. Затем начинаются гонения на церковь, и храм закрывается. Более четырех десятилетий он используется как складское помещение. Местные жители рассказывают: Мурованка оказалась в таком запустении, что для тогдашних детей она была местом для игр. С 1993 года церковь вновь православная. По выходным дням и большим праздникам здесь регулярно проводятся богослужения.

Храм необыкновенной красоты почти не утратил своего первоначального вида. Церковь в честь рождения Пресвятой Богородицы похожа на средневековой замок с четырьмя башнями по углам. На каждой башне — многоуровневая система бойниц. Храм представляет собой одно апсидное трехнефное сооружение. Стены церкви сделаны в технике готической кладки из сильно обожженного кирпича-перчатки. Внешне Мурованка выглядит большей, чем внутри. А все потому, что толщина стен достигает 2 м, а фундамент — более 2,5. Согласно историческим данным, до 1817 года в стенах церкви был тайный ход. Известно, что Маломожейковская церковь не могла бы устоять перед серьезной армией, но небольшие вражеские отряды ей не угрожали.

Во время реконструкции в XIX века к главному фасаду храма пристроили притвор. Также «подросли» западные башни, у восточных убрали лестницы, была снижена крыша, сделаны карнизы, увеличены оконные проемы, появилась колокольня.

Своеобразная конструкция перекрытий: сплетение стад и нервюр звездных скоплений образуют треугольники и ромбы различных очертаний и величины. Система готических сводов характеризуется изяществом и тонким рисунком.

Первоначально, чтобы войти в церковь, надо было преодолеть железные двери (герсы). О них теперь напоминает проем в стене. А дугообразная арка, которая венчает вход в храм, сохранилась и сегодня. Она сразу привлекает внимание: сделана из кирпича необычной формы. По всей вероятности, каждый кирпичик готовили в единственном экземпляре, чтобы он соответствовал своему месту.

Каждый кирпич на арке — художественное произведение. Невооруженным глазом можно заметить на нем интересные отпечатки. А напоминают они следы кота или собаки. Вероятно, животные оставили их, когда кирпич сушился на солнце. Некоторые говорят, что это клеймо мастера.

— Своды храма выложены фигурным, даже ажурным кирпичом, — убеждена Елена Рудинская. — Его название — королевская лилия. Это символ чистоты и непорочности. Во Франции лилия — королевский цветок, кирпич в форме которой также встречается в памятниках архитектуры. Это дает основание предполагать, что с нашими белорусскими зодчими строили храм французы или итальянцы.

Много легенд и преданий таит в себе храм в Мурованке. Писатель Славомир Антонович посвятил им целую книгу — «Призраки Можейковской крепости».

Сегодня колокола церкви как бы говорят с людьми, с окрестностями. Словно призывают свернуть с дороги, выйти на станции и просто остановиться. Для того чтобы прикоснуться к прошлому, ощутить многовековую красоту и задуматься, что время идет, а наследие остается.

— Может ли Маломожейковская церковь претендовать быть в списке всемирного наследия ЮНЕСКО?

На вопрос отвечает заместитель начальника управления по охране историко-культурного наследия и реставрации Министерства культуры Оксана Смотренко:

— В Список всемирного наследия ЮНЕСКО могут быть включены только историко-культурные ценности первой и нулевой категорий. Церковь в честь рождения Пресвятой Богородицы, которая находится в Мурованке, как раз и относится к нулевой категории. Поэтому этот объект включен в предварительный список и рассматривается Центром всемирного наследия ЮНЕСКО.

— В храме запланированы ремонтные работы?

— Поскольку объект культовый, они проводятся регулярно. Обязанности по проведению ремонтных работ возложены на собственника, им является епархия. Рассматривается это и в масштабе области и местной власти. Министерство культуры только контролирует эти мероприятия.

Вероника Канюта, 8 августа 2012 года.

Источник: газета «Звязда», в переводе: http://zvyazda.minsk.by/ru/pril/article.php?id=101149