Погасшие звездочки Отечества: Минск и его художники

Четверг, 19 июня 2008 г.
Просмотров: 4843
Подписаться на комментарии по RSS

Мы привыкли, что скорее Витебск назовут городом художников или даже Молодечно, чем Минск. А между тем, если быть объективным, давно уже наша столица и является столицей изобразительного искусства. И дело не только в широком диапазоне отношений творцов со зрителями. И совсем — не в количестве выставок, организованных в городе над Свислочью... Минск — образовательный художественный центр страны. Академия искусств, художественное училище, колледж искусств. Последние пятнадцать-двадцать лет здесь — и главная художественная периодическая печать: журнал «Искусство», газета «Культура». А еще и раньше основанные издания — достаточно внимательны к достояниям живописцев, скульпторов, графиков...

И принимая все эти обстоятельства во внимание, не могу не упомянуть большую когорту художников-современников, кто рождением своим обязан Минску. В их рядах — живописец и график Янка Романовский, Владимир Стельмашонок, скульптор Владимир Ананько, народные художники Беларуси Иван Ахремчик, Анатолий Барановский, Федор Барановский, Генрих Бржозовский, Юрий Карачун, Арлен Кашкуревич, Виктор Версоцкий, Григорий Витковский, Давид Габерман... Они — разные по годам рождения, одинаковы в большинстве своем в главном: видели и по-художественному, творчески осознавали довоенный город. Тот Минск, который много что еще сохранял со старины. Можно брать изображения со старых открыток, прикладывать к полотнам и графическим листкам художников — и обогащаться своеобразным прочтением биографии города над Свислочью.

Уже только к юбилейным датам (и то, наверное, не всегда, скорее — в связке с дочерью — также художницей) упоминается имя Григория Антоновича Витковского (родился в 1923 году). А чаще бы выставлялась его серия графических работ под общим названием «Минск вчера и сегодня», то и открытий у нас стало бы больше... Открытий, связанных с эстетическим, духовным наслаждением.

Легенда белорусской живописи — Иван Осипович Ахремчик. Родился в 1903 году. Оставил след не только в живописи, а занимался еще и декоративно-прикладным искусством. Загляните в Дом дружбы по улице Захарова. Панно «Белорусские народные мастера» — его и Исаака Давидовича работа. Вместе они исполнили и плафон «Дружба народов» в Белорусском театре юного зрителя. А портреты минчан, сделанные Иваном Осиповичем, — настоящая галерея: Владислав Голубок, Кузьма Черный, Мария Осипова, Петр Глебко, Глеб Глебов, Евстигней Мирович...

«Минск наш», «Улица Танковая», «Освобождение Минска в 1944 году» — это лишь некоторые из «городских» работ живописца Федора Барановского. Столица, бывшие ее окрестности — и на пейзажах Генриха Бржозовского. Мне особенно нравится «Дубы Курасовщины». Жаль, что работы этого классика соцреализма в отечественной живописи, считай, не выставляются в Минске, малоизвестны столичному зрителю. Большинство созданных за долгую творческую жизнь картин (родился Бржозовский в 1912 году, прожил более 90 лет, работал в мастерской почти до последних своих дней) находится в Пуховичском районном краеведческом музее. Может, со временем там отдельно выделят выставку «Минские пейзажи Генриха Бржозовского»! Кстати, художник в свое время был удостоен звания почетного гражданина Марьиной Горки.

Художественным летописцем столицы можно по праву считать и народного художника Беларуси Майя Данцига (родился в 1930 году). «Утро нового Минска», «Мой город древний, молодой», «Освобождение» — в активе неординарного, талантливого творца многочисленных работ, посвященных родному Минску. Многие полотна Майя Данцига есть в фондах и экспозиции не только музеев Беларуси, но и Третьяковской галереи в Москве.

Экскурсии по городу принесут вам огромнейшее удовольствие, если вы вооружитесь репродукциями работ таких чутко чувствующих минские просторы художников, как Раиса Кудревич, Евгений Кулик, Борис Караванов (жаль, что вот уж сколько лет он живет в Израиле, хотя и Минск не забывает — привозит сюда свои новые работы), Лилия Краскова, Денис Романюк, Вячеслав Рускевич, Игорь Римашевский, Василий Сумарев... У каждого из них — свой город, свои впечатления и открытия. Представив виртуальную возможность увидеть все «минские» произведения вместе, я поражаюсь обилию открытий, которые совершены умом и фантазией художников разных поколений.

Есть еще одно имя, чьи творческие достижения привлекают меня особенно. Николай Васильевич Дучиц... Он родился, правда, не в Минске, а в Гродненской области — в древнем городке Любча, не очень далеко от Новогрудка. Образование профессиональное получил в 1914-1915 гг. — в Петроградской школе общества поощрения искусств. В художественных выставках начал участвовать в 1925 году. Пейзажи «В старом Минске», «Мост на улице Янки Купалы», «На берегу Свислочи» — это настоящая симфония увлеченности жизнью, впечатляющий взгляд сквозь времена и пространства. Но самое главное, так советовал бы рассмотреть среди достижений Николая Дучица — серию гравюр «Старый Минск» и цикл акварелей, объединенных общим названием «Виды Минска». Так хочется, чтобы все из упомянутых работ предстали перед зрителем вместе, в одном художественном зале. Может решиться на такой творческий проект Национальный художественный музей Республики Беларусь, который становится все более и более привлекательным для минчан, гостей столицы?.. И, кроме упомянутых мастеров, добавить в такой особенный «Минский вернисаж» живопись и графику Иосифа Пешко (жил в Минске в конце 18 века), Яна Дамеля, отца и сына Антония и Иосифа Гилярия Гловацких... Представьте, какие чудеса нам приоткрываются! А рядом с картинами, пейзажами, графическими полотнами — старые фотографические открытки Минска конца XIX — начала XX века. Может даже такая экспозиция стала бы основой, фундаментом Минского городского краеведческого музея, создать который давно назрела необходимость? Или скорее воссоздать. В 1911 году члены Общества любителей естествознания, этнографии и археологии уже создавали городскую казну памяток старины. Открыл музей свои двери в июне 1912 и просуществовал до 1915 года. Состоял из следующих отделов: археологический, исторический, этнографический, природоведческий и художественно-промышленный. Основа экспозиции была из пожертвований основателей музея, учреждений города, жителей Минска, словом, тех минчан, кто к исторической памяти неравнодушен. Кажется, такие еще не перевелись...

Алесь Карлюкевич, 19 июня 2008 года.

Еженедельник «Голас Радзімы», оригинал на белорусском языке: http://www.golas.by/index.php?subaction=showfull&id=1213965490&archive=1214463155&start_from=&ucat=8