В творчестве знаменитого художника тема Великой Отечественной войны занимает особое место.
Из мастерской заслуженного деятеля искусств Беларуси Бориса Владимировича Аракчеева открывается чудесный вид: внизу, с высоты семиэтажного дома, как на ладони — столичная площадь Свободы с новым архитектурным обликом бывшей мэрии, рядом видны четкие силуэты православного храма, кое-где меж зданий просматривается Свислочь, в вдаль стремится нынешний проспект Победителей...
Этот городской пейзаж нашел отражение в ряде работ Бориса Владимировича. И сегодня, когда художник в свои восемьдесят два года буквально ежедневно приходит в мастерскую, вид из окон каким-то чудодейственным образом вдохновляет, придает творческих сил.
Собственных картин у него очень много. Отдельные — на военную тематику. Война настигла Бориса Аракчеева на родине, в деревне Турбаново, на Ярославщине, когда ему было всего пятнадцать лет. Работал в колхозе — тяжело приходилось. Пошел однажды с заявлением в военкомат, хотел добровольцем на фронт. «У тебя — мать-инвалид (отец умер за год до войны. — Авт.), две сестры и два брата младших, помогай им, — аргументировал отказ военком, добавив: — придет время, позовем».
Он надел военную форму через два года, попав в учебный батальон сержантом — командиром отделения. Учили молодое пополнение. И было это в Беларуси, где он остался навсегда.
Именно в то время определилась его жизненная позиция, обостренная чуткость к чужой боли, к доброте человеческой. А емкая, впечатляющая память художника Бориса Аракчеева потом, спустя годы, зачастую возвращала в обожженную войной юность. Само собой получилось проникновенное, образное осмысление темы подвига, мужества, героизма, человеческого достоинства.
С памятью о незабываемом прошлом перекликается целая серия работ Бориса Аракчеева о защитниках Брестской крепости. По этому камертону живописец очень обострено определил свое отношение к жизни, его ценности, к людям с их поведением. Теме Великой Отечественной войны посвящены работы «Медсестра. Брест. 1941 год» (1961), «Тревожно. В дозоре» (1963-1964),«Партизанские метели» (1968), «Партизанская семья» (1970). Художник принимал участие в коллективной работе над многоплановым полотном-диорамой «Минский котел». Диорама посвящена событиям, которые связаны с освобождением столицы Беларуси летом 1944 года и находится в постоянной экспозиции Музея истории Великой Отечественной войны в Минске.
Да, май — это Победа. Для всех, кого непосредственно обожгла своим костром война, весна всегда связывается с победным маем 1945-го. Для Бориса Аракчеева то время стало своеобразным отсчетом его жизненных устремлений. Он сполна реализовал себя как художник. Кстати, минское художественное училище, куда поступал сразу после войны, вместо пяти лет закончил за три, потом был в первом выпуске Белорусского театрально-художественного института. И много работал. Его работы приобрели музеи, галереи, они получили высокую оценку критиков.
Борис Владимирович и сейчас не успокаивается. Когда мы встречались, он как раз готовился к участию в выездном пленэре (и это в восемьдесят два года!). Несмотря на свой преклонный возраст художник жаждет найти новые образы времени. И очень хочется пожелать ему в этом хорошего творческого результата.
Виктор Михайлов, 15 мая 2008 года.
Еженедельник «Голас Радзімы», оригинал на белорусском языке: http://www.golas.by/index.php?subaction=showfull&id=1210860564&archive=1213081048&start_from=&ucat=6