Летописному Минску — 940 лет. А реальному?

Просмотров: 5291Комментарии: 0

Профессор Белорусского государственного университета Захар Шибеко родился в деревне Осиновка Сенненского района. Но, познакомившись с такими его книгами, как очерк социально-экономической жизни "Минск в конце XIX — начале XX века", "Минск. Страницы жизни дореволюционного города"(в "семейном" соавторстве с Софьей Шибеко) или "Города Беларуси", многие читатели сочли бы его коренным минчанином. Ну не мог же уроженец других мест так полюбить столицу, описывать ее прошлое не только со знанием первоисточников, что обязательно для каждого историка, но и с такой многолетней преданностью, нежностью.

Работы доктора исторических наук Захара Шибеко особенно актуальны и востребованы в нынешнем году в связи с тем, что как раз исполняется 940 лет со времени первого события, в связи с которым Минск (Менеск, Менск) был упомянут в письменном, летописном источнике — "Повести временных лет". И это была битва "на Немиги кровавых берегах". Со знатоком истории Минска мы встретились (в который уже раз) в редакции "Голоса Родины".

— Захар Васильевич, мне приятно вас приветствовать в знакомых уже вам стенах. Подтолкнула меня пригласить вас на эту встречу большая, на всю страницу, публикация в газетном приложении "Комсомольская правда в Белоруссии", посвященная 940-летию столицы нашего государства. Другие газеты, кажется, еще молчат о юбилее, ожидают осеннего праздника города. Между тем весь этот год можно считать юбилейным для Минска.

— Один момент в вопросе показался мне немного некорректным. На самом деле Минск гораздо старше по возрасту. Оставим в стороне давние споры, что первоначально он существовал в другом месте, над рекой Менка, откуда и название города, что "переселился" он к слиянию Свислочи и Немиги после пожара, следы которого действительно отыскали археологи. Но ведь чтобы зафиксировать летописный факт битвы, состоявшейся 3 марта 1067 года (еще снег лежал), чтобы состоялась сама битва, несомненно, у стен замка, нужно, чтобы город уже существовал. А городище здесь могло возвышаться "до того" уже не одно столетие, ибо переселялись ведь не на пустошь.

— Простите, что прерываю, но хочется напомнить, что когда украинцы решали подобный вопрос, сколько лет Киеву, они оперлись на косвенные свидетельства, прежде археологов, на представление о легендарном Полянском князе Кие, и праздновали уже 1500-летие своей столицы. Могли бы мы пойти таким же путем, опираясь, скажем, на легенды о Менеске?

— Ну, этот вопрос решать исследователям древности, археологам. Я же, как вы знаете, занимаюсь XIX веком, началом ХХ, когда резко возросло экономическое и культурное значение Минска, что обеспечило ему потом статус столицы, "победить" в естественном противостоянии таких достойных конкурентов, как Полоцк или Могилев, преодолеть давнюю зависимость от Вильни.

— И какие же вы видите тому причины?

— Как известно, бытие определяет сознание: в Минске пересеклись Либаво-Роменская и Московско-Брестская железные дороги — и сразу начали ускоренно развиваться промышленность, торговля, увеличилось количество гостиниц, развлекательных заведений.

— Верится, что в связи с юбилеем Минска вы порадуете читателей очередной книгой. О чем она будет?

— Свою третью книгу о нашем городе, а она уже почти готова, я посвящаю тому же периоду: перелому XIX и XX веков, когда здесь забурлила не только экономическая, но и культурная жизнь, когда наряду с Петербургом и Вильней центром белорусского национального возрождения становится и Минск. Освещать этот период помогает мне достаточное количество источников, прежде всего архивных. Скажем, впервые будут широко использованы материалы переписи городских домовладений 1910 года, из которых видно, кто как тогда жил, какую площадь занимал. Оказывается, что наши представления о нужде рабочего класса в досоветское России явно гиперболизированы, поскольку минский слесарь или машинист паровоза мог снять трехкомнатное жилище, прислугу содержать... Я стараюсь показать не только социально-политическую, но и повседневную жизнь минчан начала прошлого века. И опираюсь здесь во многом на ваш пример, на ваши книги "Беларусь в зеркале мемуарной литературы XVIII века" и "Как жили наши предки в XVIII веке".

— Ну, там другие источники были, и на архивные материалы я не опирался — только на воспоминания... Однако, интересно: на какие колоритные факты из повседневной жизни наших предков наткнулись вы?

— Приведу хотя бы вот такой. Некоему Владимиру Асирко, а может Аскерко позволили на Захарьевской улице открыть павильон под названием "Балаган для коров": приходи, пей свежее парное молоко. Или дои корову сам, корми ее.

— Такая затея вызвала бы интерес и сегодня. Ну, если не в самом центре города, то где-то на окраине, на рынке каком-нибудь... Однако вернемся к главной теме нашего разговора: значит, верность минской тематике — на весь исследовательский путь? А что же будет с вашим прежним интересом к истории Беларуси в целом? Помнится, в 1990 году возник так называемый "Римский проект", по которому белорусские (конкретно — вы с Геннадием Сагановичем), литовские, польские и украинские историки взялись написать четыре истории своих стран с двумя только предостережениями — чтобы там не было ничего взаимоисключающего и ничего, что оскорбляло бы чувства другого народа... Так вот, ваша история вышла как в оригинале, так и в переводе на польский язык...

— Прерву вас. Только что вышел и чешский перевод. Дополнительно в него включен раздел о белорусско-чешских общественно-культурных взаимодействиях.

— А литовский, украинский?

— Литовцы вообще не написали своей истории. Думается, что все дело здесь в определении этнической принадлежности Великого княжества Литовского. Видимо, им трудно было написать свою историю так, чтобы при этом не обидеть белорусов и частично украинцев. Последние же не осуществили свои намерения по финансовым причинам. Так что "Римский проект" нельзя считать полностью завершенным.

— Какие у вас планы на будущее? Исследовательская верность Минску сохранится?

— Хотелось бы взглянуть на его историю в более широком контексте, написать экономическую историю нашей страны, к тому — книгу "Становление городской цивилизации в Беларуси". Такой спецкурс в экономическом университете читаю... Соответствующие учебники для высших учебных заведений.

— И поучаствовать осенью в праздновании Дня Минска, на котором, безусловно, и его юбилей припомнят. Хорошо, что у нас есть день города!

— До обязательной встречи на празднике! И — за беседу спасибо.

Адам Мальдис, 24 мая 2007 года.

Еженедельник «Голас Радзімы», оригинал на белорусском языке: http://www.golas.by/index.php?subaction=showfull&id=1180099192&archive=1180623872