Молодая белорусская группа «Pawa» — дискотека на фольклорной основе

Просмотров: 12633Комментарии: 0

В прошлые времена, когда люди еще не имели магнитофонов, деревенская молодежь коротала свободное время на посиделках. Парни и девушки собирались в самом большом в деревне доме, приглашали музыкантов... И начиналось веселье до утра. Думаете, эта традиция окончательно ушла в небытие вместе с распространением техники? Ошибаетесь! Белорусская группа «Pawa» по сути занимается тем же, чем и деревенские музыканты в давние времена, — играет народные мелодии в клубах (но уже имеет электрический усилитель, а к аутентичным мотивам примешивает современные музыкальные краски). Сами музыканты свой стиль назвали «этнотекой» — это та же дискотека, но на фольклорной основе.

Юрась Панкевич«Pawa» — очень молодая группа. Их первый концерт состоялся 17 февраля 2012 года в Москве, потом были выступления на встрече «Дударского клуба» в Минске, во время средневековых и фольклорных фестивалей... Еще раньше — выход альбома, который так и называется — «Pawa». Что же стало толчком для создания новой группы? Ведь ни для кого не секрет, что в группу «Pawa» входят музыканты из коллектива средневековой музыки «Testamentum Terrae» (а он успешно работает на белорусской сцене уже 10 лет) и играют они те же древние мелодии, только в электронной обработке.

— Наверное, главную роль все же сыграло мое желание играть на гитаре современную музыку. Но как я ни старался, гитару так и не освоил. Не хватило то ли времени, то ли таланта (смеется). А желание осталось, — рассказывает лидер группы «Pawa», волынщик и мастер инструментов Юрась Панкевич. — Вот и появилась мысль играть на том, на чем умеешь, но играть так, чтобы это звучало современно. Было много экспериментов с различными диджеями, музыкантами. Мы искали разные варианты сочетания инструментов вроде: волынка — бас — гитара — бубен. Но, на мой взгляд, лучше всего получается с сегодняшними музыкантами, кто и создает особенное звучание группы «Pawa».

Таким образом, имеем следующий механизм создания исключительного звучания этнотеки: сначала группа «Testamentum Terrae» — Надежда Протько (скрипка, вокал), Виталий Косовец (барабаны), Марися Гришанова (свирели, вокал), Дмитрий Барсуков (цистра, вокал) и Юрий Панкевич (волынка, вокал) — играет фольклорную мелодию в привычном акустическом звучании, а уже потом ее обрабатывает диджей Никита Седянков, добавляется гитара Сергея Шевченко, и обновленный вариант традиционной мелодии исполняет «Pawa». Но заметьте — исполняет вживую!

— Мы очень трепетно относимся к фольклорному материалу, — отмечает Юрась. — У нас иногда даже возникают споры, каким образом его лучше интерпретировать. Например, когда создаем новую обработку танца, то, кроме современного бита, пристально следим за фигурами танца. Поэтому во время нашей этнотеки можно танцевать как современный танец, так и фольклорный вариант, например, краковяк или тетерку. Но, по правде говоря, некоторые уступки мы себе позволяем, так как делаем все же современную музыку.

И стоит отметить, результаты работы уже есть. Полные залы на концертах. Бешеные танцы до седьмого пота (сама неоднократно вытанцовывала краковяк под «Pawa» во время вечеринок «Дударского клуба»). Звучание этнотеки даже на свадьбе в Москве! Возможно, все дело в хорошей работе продюсера коллектива Валерия Шевченко? Он, кстати, уже много лет сотрудничает с поп-группой «Краски». Или в отсутствии здоровой конкуренции среди групп подобного рода на белорусском музыкальном рынке?

выступление белорусской группы «Pawa» в клубе

— Я был бы удивлен, если бы мы не понравились публике, — удовлетворенно отвечает Юра на мои восторженные комментарии. — И это не мое самомнение. Мы выбираем самый популярный и интересный фолк-материал и перерабатываем его. Это старинные хиты, поэтому и каверы на них не могут быть неинтересными обществу, в котором ценят прошлое. Что касается продюсера, то нам повезло найти человека профессионального, он нас многому учит. Мы с «Красками» работаем в разных стилях, поэтому то, что подходит им, нашей группе — не очень. Единственное, к чему мы стремимся — это создать качественный, глубокий и насыщенный звук. Создавая танцевальную фолк-электронику, я не нашел ни одной подобной группы, которая работает в этом же стиле. Не то что в Беларуси — в мире! И тут дело не в ремиксе, их много кто наделал. И даже не в сочетании народных песен с битами. Наверное, только мы и шведская группа «Garmarna» играем электронику вживую, с народными инструментами. Можно еще вспомнить российскую группу «Иван Купала»... И если я ошибаюсь, то пришлите мне на электронный ящик ссылки на страницы групп, которые играют этнотеку. Будет очень интересно послушать и поучиться.

Сейчас музыканты разрабатывают материал для сольных выступлений, готовят к изданию альбом — это будет расширенная версия диска, увидевшего свет в 2011 году, и выйдет он в Москве; подбирают мелодии для издания диска в Польше. Надеюсь, у них все получится. Думаю, что успех группы «Pawa» не будет сопровождаться упадком акустического проекта «Testamentum Terrae», поскольку, каким бы сильным ни было стремление донести фолк к широкому слушателю, сделать его востребованным массовой аудиторией, истоки нашей музыки и основа аутентики — в акустике. К тому же Юра сам признается, что играть фолк ему так же интересно, как и модерн.

Марина Веселуха, 25 октября 2012 года.

Источник: газета «Звязда», в переводе с белорусского: http://zvyazda.minsk.by/ru/pril/article.php?id=104758