Что может быть основой для дальнейшего развития белорусского кино?

Просмотров: 3146Комментарии: 0

16 мая во Франции открывается Международный Каннский кинофестиваль, в основной конкурс которого вошел фильм Сергея Лозницы "В тумане", снятый по произведению Василя Быкова. В производстве картины также приняла участие Национальная киностудия "Беларусьфильм". И хочется, чтобы это был не единственный фильм нового времени, на который обратили бы внимание в мире. Отсюда и наш вопрос.

Антонина Карпилова, кандидат искусствоведения, кинокритик, заведующая отделом экранных искусств Института искусствоведения, этнографии и фольклора НАН Беларуси:

— Кино — это в первую очередь талантливые люди. К сожалению, мы не научились их беречь: режиссеры продолжают уезжать — перспективные и молодые. Во-вторых, сохранение своих брендов — военного кино, детского. И расширение жанров. Мне кажется, нужно сохранять большое кино, если мы действительно хотим присутствовать на различных конкурсах и фестивалях. Если мы хотим вернуть кинематографу статус искусства, то это могут сделать только талантливые личности. Мы сейчас участвуем в совместных проектах: на слуху фильм "В тумане", снятый на белорусском литературном материале. Там фактура белорусская и даже лица отражают белорусский характер. Да, это один из выходов, но не главное... Еще важно развивать кинематограф малых форм как национальное достояние: наше документальное и анимационное кино. Они находятся в лучшем состоянии по сравнению с большим кино.

Андрей Такинданг, телеведущий, литератор, художник, музыкант, заинтересованный зритель:

— Наше богатое литературное наследие, которое может дать хорошие сюжеты. Потому что, кроме Быкова, у нас есть еще Короткевич. Хотя раньше и были фильмы по его произведениям, но можно было бы сделать что-то более современное и актуальное. Но как зритель я могу сказать, что наша кинодокументалистика очень интересная. К сожалению, не все, что снимается, доходит до зрителя. Очень много документальных фильмов находится на полках и негде их посмотреть. Это не художественная проблема, а скорее организационная. То же самое можно сказать про белорусскую анимацию: фильмы есть, но нет широкого доступа зрителя к этой продукции. Почему бы их массово не тиражировать?

Виктор Казько, писатель:

— Национальные кадры. Режиссеры, актеры... И восхищение, внимание к белорусской истории. К своим корням. Потому что московские режиссеры приезжают — и уезжают, а у нас остаются свои, и они не ориентированы на белорусское. И только белорусский грунт, белорусские корни могут дать глубинное хорошее кино. Как с произведениями Быкова, которого в свое время экранизировали, но затронули только первый слой — саму войну, действие. Но философия Быкова не была раскрыта. Мы в советское время не подошли до осмысления мировой мощи таланта нашего гения. А то, что он закладывал в литературе — внутреннюю пружину, которая двигала нашу белорусскую литературу — до сих пор не тронули. Искусство создается там, где есть глубина...

Записала Лариса Тимошик, 16 мая 2012 года.

Источник: газета «Звязда», в переводе: http://zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=97147&idate=2012-05-16