Свято-Михайловский кафедральный собор в Мозыре: через страдания — к святости

Просмотров: 7652Комментарии: 0

Мозырский собор, который находится под защитой святого Архангела Михаила, избежал разрушения в ХХ веке, когда в ужасное для Церкви время уничтожались многие и многие другие храмы. У этого был свой кубок печали. Испытание было не менее ужасное. Святому месту, где веками молились верующие, суждено было стать местом мученичества сотен ни в чем не повинных людей. Собор в 1935 году был преобразован в тюрьму НКВД Полесской области, центром которой был Мозырь. По неполным данным, в этой тюрьме было вынесено более двух тысяч смертных приговоров.

Свято-Михайловский кафедральный собор в Мозыре— Действительно, это было очень печальное время, в том числе для Мозырского края, — рассказывает протоиерей Александр Лапушанский, который в течение нескольких лет изучает архивы Минска, Гомеля, Мозыря и собирает информацию об истории Мозырского собора. — Наш храм в 20-е годы прошлого века был отобран у православных и отдан так называемой "живой церкви". Тех, кто там служил, в народе называли "обновленцами". Это образование было организовано советской властью для того, чтобы уничтожить православную церковь изнутри. В "живой церкви" служили священники, которые за те или иные провинности попали под определенные церковные наказания, были лишены права служения, и те, кто был недоволен официальной позицией Церкви. Эти люди внешне были похожи на православных священников, они могли отнять с помощью властей любой храм. Таким образом на территории бывшего Советского Союза было изъято около 70% всех приходов Православной Церкви. Такая же судьба постигла и Михайловский собор в Мозыре. Рассказывали люди о некоем "священнике" Дудкине, который, когда крестил ребенка, держал в зубах сигарету. Когда ему делали замечание, он отвечал вроде того: "Молчите, иначе всех вас пересажаю". Эти люди авторитетом не пользовались и поэтому мало верующих ходило в храмы "живоцерковников".

В это время епископ Минский и Туровский Мелхиседек обратил внимание на священника Иоанна Пашина, который был прилежным проповедником. Он был вдовцом, и владыка Мелхиседек посвятил его в сан епископа на Туровскую кафедру. Владыка Иоанн прославился тем, что много ездил и всюду проповедовал. Сила его проповеди была такой большой, что народ сбегался послушать. Благодаря авторитету владыки Иоанна, на территории Мозырского Полесья был уничтожен обновленческий раскол.

Между тем, обновленческую кафедру тогда возглавлял архиепископ Петр Авдашкевич. И однажды, в 1935 году, его тело нашли под колокольней Михайловского храма. Официальная версия: он совершил покушение на собственную жизнь. Но ходили слухи, что на самом деле архиепископа Петра сбросили с высоты, так как трагедия случилась как раз после того, как владыка подал прошение руководству РПЦ о том, чтобы вернуться в лоно истинного православия. После этого случая храм перестал функционировать в своем качестве.

В 1935 году, как вспоминают горожане, храм был превращен в тюрьму. В здании, примыкающем к Михайловскому собору (где сейчас епархиальное управление), с тех пор находилось управление НКВД Полесской области. Сначала только нижние этажи были оборудованы под тюрьму, а позже тюрьмой стал и сам собор. Через это место заключения прошло огромное количество людей, по неполным данным — около 5 тысяч человек. Практически все Мозырское духовенство было репрессировано. Отец Александр Лапушанский рассказывает историю, которую ему рассказали старожилы:

— Можно сказать, что наш храм буквально стоит на крови мучеников, без вины убитых. Многие священники прошли через страдания. Каждый метр храма связан со страшной историей. В его подвалах найдено очень много останков убитых людей. В комнате, где сейчас продают свечи, сохранились массивные деревянные двери с мощными запорами — с тех самых времен. В дверях — смотровое окошко. Об этой комнате протоиерей Иоанн Каминский, духовник Туровской епархии, прослуживший в храме около 40 лет, рассказывал такую историю. Он еще застал людей, которые сидели в этой тюрьме. По воспоминаниям, в эту комнату при отступлении советских войск в 1941 году согнали всех, кто сидел в тюрьме, и закрыли. Они там так и умерли. Но документальных свидетельств об этом нет.

Люди, которые жили рядом с собором, рассказывали, что не могли уснуть по ночам — из-за гула машин, которые завозили песок. Им и известью пересыпали тела расстрелянных людей, которые лежали штабелями. В подвалах было около 15 тонн земли — почти до потолка.

Фактически, подземелья перешли к церкви совсем недавно. К началу 1993 открытого доступа к ним не было. Когда туда попали верующие и священники, увидели ужасную картину: там были скелеты, останки людей и много мусора. За послевоенные годы в здании храма что только не находилось: и молочный завод, и архив. На территории было много разнообразных мастерских, и весь мусор сбрасывали в погреб. Из подвалов было вынесено много земли, все останки бережно собрали, положили в часовню в том же помещении, где они похоронены сейчас. В двух гробах сейчас лежит около 60 черепов и кости. Всего же по Мозырю и Мозырскому району было репрессировано более 2,5 тысячи человек.

— Была версия, что на самом деле человеческие останки принадлежат монахам-бернардинцам, которые когда-то основали здесь свой монастырь, — продолжает рассказ протоиерей Александр Лапушанский. — Но когда мы зашли в погреба, все здесь было советское. Мы сохранили пулеметные ленты, гильзы из-под винтовок, копеечки советские 30-х годов...

Сейчас в очищенном помещении — крипте Свято-Михайловского кафедрального собора, на месте мученичества тысяч людей — создан нижний храм, освященный в честь Новомучеников и проповедников. По понедельникам именно здесь служится литургия — в сумерках, при свете свечей и лампад. О судьбе одного из прославленных недавно мучеников, священника Алексия Могильницкого, мы рассказывали в нашей газете (31.05.2011). К канонизации готовятся материалы об иерее Сазонове Савиче, протоиерее Владимире Серебрякове с женой Лилией и других — тех, кто пролил свою кровь за Христа.

Ирина АСТАШКЕВИЧ, 22 июля 2011 года.

Газета "Звязда", оригинал на белорусском языке: http://zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=83163