5 произведений изобразительного искусства, которые должен увидеть каждый белорус

Просмотров: 6634Комментарии: 0

Визуальный образ всегда оставляет сильное впечатление и очень хорошо запоминается. Часто какой-то мелкий рисунок, маленькая репродукция в книге, фотография или даже этикетка от конфеты запоминаются на всю жизнь. Изобразительный образ воздействует, вызывает какие-то ассоциации или воспоминания из прошлого. Он живет вместе с нами, рядом с нами, в каждом из нас. И, пожалуй, изобразительное искусство, которое имеет множество видов от графики до скульптуры, в свой арсенал включает наибольшее количество именно значимых запоминающихся образов. Кто-то всю жизнь будет помнить портрет Льва Сапеги из учебника по истории, в памяти другого отразится картина Веласкеса, а еще у кого-то — лик Божьей Матери Остробрамской. Никогда не знаешь, где и когда постигнет тебя что-то, что заставит запомнить визуальный образ на всю жизнь. Каждый изобразительный образ — это знак, и каждый народ имеет свои символы. Что-то важное именно для этого народа. Крест Евфросинии Полоцкой? Сарматские портреты Радзивиллов? Трогательная витебская живопись Марка Шагала? Какие изобразительные знаки имеют белорусы и какие знаки они обязательно должны увидеть?

Есть такие образы-символы, которые следует не только запоминать по воле судьбы, но и просто знать каждому образованному человеку, склонному к размышлениям и вдумчивости. "Звязда" решила поинтересоваться у людей культуры, какие же произведения изобразительного искусства неплохо было бы увидеть каждому нашему соотечественнику. И почему. Задание это действительно сложное, потому что выбор не был абсолютно никак ограничен: ни хронологически, ни стилистически, ни географически. Некоторые даже отказались от участия, назвав "задание" профанацией. Мол, как можно выбрать всего лишь пять произведений из всего необъятного множества произведений изобразительного искусства! Но — в каждом опросе всегда есть свои рамки и свои условия. Кроме того, выбрать — это своего рода и ответственность. Поэтому — отдельная благодарность участникам. У каждого из них свое субъективное представление о том, какие пять произведений изобразительного искусства должен увидеть каждый белорус. Сами по себе они — люди интересные. Думаю, их мнение будет интересно и вам. В любом случае у вас всегда есть возможность составить свою пятерку.

Елена Масло, писательница-сказочница:

1. "Библия" Франциска Скорины. Стоит прочитать хотя бы одну выдержку из искусствоведческого текста: "Книги Скорины выделяются высокими издательскими и печатными качествами. Белорусское книгопечатание сразу началось с высокого европейского уровня. Ренессансные издания Скорины отличительны художественным, гравюрным, орнаментальным украшением, шрифтом и другими компонентами издательской эстетики и мастерства... Книги Скорины оказали большое влияние на развитие духовной культуры Беларуси и Украины, стимулировали возникновение книгопечатания в Московской Руси..."

2. Икона "Рождество Матери Божией" (1649) Петра Евсеевича из Голынца. Знакомство с иконами Беларуси 15-18 веков, размышление над особенностями белорусской иконописной школы, помимо собственно эстетического наслаждения и духовного подъема, дает богатую почву для размышлений о характере и менталитете белорусов. Сплошное нарушение канонов иконописи! Цитирую искусствоведов: "Реалистичные изображения людей, предметов быта, пейзажа; фигуры рисуются объемно — а должны быть подчеркнуто бестелесыми, вытянутыми и одетыми в каноническую греко-византийскую одежду..." Названная икона — один из ярких тому примеров. Это не только результат влияния на белорусские иконы восточной и западной иконописных школ. И не бунтарство. Какое сверхпонимание человеческого достоинства и свободы, если Человек-Творец разговаривает с Творцом Всевышним, выражая свое мировоззрение, мироощущение и признавая над собой только Его власть и свободу. В системе таких ценностей терпимость, одетая в простые свитку и лапти, — признаки высокой духовности, родственной монашеству. Лапотность здесь ни при чем.

3. Портрет Януша Радзивилла (около 1652) Даниэля Шульца. Белорусский народный костюм — невероятно ценное и прекрасное явление. Это сокровище, дыхание вечности, уловленное мастерицами из народа. Белорусы в льняных вышиванках — это только часть нашей истории. Беларусь сарматская, шляхетная, оружейная — смотрит на нас, потомков, с этого портрета.

4. "Земля" Фердинанда Рущица. Рай на Земле — это когда люди научатся жить просто. Без хитрости, лжи, обмана. Ведь Земля и Небо — это просто. И высоко в своей простоте. Человек должен постигать эту истину ежедневно. Среди рассуждений и размышлений, рожденных под воздействием "Земли" Фердинанда Рущица, этот вывод для меня — главное.

5. "Белорус" Ильи Репина. Образ белоруса, созданный Репиным, в свое время изменил представление современников о белорусах как существах смиренных, забитых, с колтуном в волосах. Жизнерадостный, любознательный взгляд с шаловливым огоньком и жаждой жизни напоминает о необходимости чаще отрываться от бумаг и экранов компьютера, чтобы заглядывать в глаза людям и искать в них смелость, решительность, стремление "людьми зваться" — то, что вопреки господствующим стереотипам некогда увидел и показал миру художник.

Борис Лазуко, искусствовед, заведующий отделом древнебелорусской культуры Института искусствоведения, этнографии и фольклора НАН Беларуси:

1. Собор Св. Петра в Риме. Это произведение архитектуры и изобразительного искусства важно и интересно для человека нашего общества, для понимания себя как верующего. Здесь воплотился талант и художника Микеланджело, и архитектора Карло Мадерна, и скульптора Джованни Бернини. Это, как говорят, квинтэссенция всего лучшего, что было создано и во времена Возрождения, и в эпоху барокко.

2. "Ассунта" Тициана. Это мощный художник и человек. Меня восхищает его образное видение мира. "Ассунта" — очень радостная картина, она несет и земной, и божественный свет.

3. "Охотники на снегу" Питера Брейгеля старшего. Это очень важный для меня художник, и я бы хотел, чтобы он был важен для белорусов. Его жанровые полотна показывают нам мир простых людей. Но при помощи очень богатой символики. Особенно он близок мне знаменитыми "Охотниками на снегу", которые словно перекликаются с настроениями любования родиной. Когда я смотрю на пейзажи Гавриила Ващенко, я чувствую нечто подобное...

4. Архитектура Федора Шехтеля. Это знаменитый российский архитектор, яркий представитель модерна. Его творчество стоит увидеть. Почему? Иногда частная архитектура, мягко говоря, имеет не совсем хорошие черты в смысле понимания богатства, положения в обществе и т. д. А вот шехтелевские особняки несут в себе тонкое ощущение гармонии, внутреннего мира человека и его пребывания в реальном мире. Эти здания (например, особняк Морозова) возводились для очень состоятельных особ. Но здесь важен принцип, отношение и архитектора, и заказчика к тому личному окружению, которое они создают.

5. Дворцовый комплекс Цвингер (Дрезден) Матиуса Пеппельман. В Беларуси в последнее время появилась очень хорошая государственная тенденция возрождения старинных белорусских усадеб, дворцов и замков. Но возрождение это иногда происходит не совсем, с моей точки зрения, правильно, с грубыми ошибками. Пеппельман со своим Цвингером мог бы быть тем воплощением даже не идеала, а его варианта, к которому надо было бы нам стремиться. Тем более, что наш знаменитый новый дворец в Гродно был возведен по проекту этого архитектора.

Светлана Бень, автор песен группы "Серебряная свадьба", театральный режиссер:

1. Расписные ковры Алены Киш. В случае с художницей Еленой Киш важно видеть не столько ее произведения, сколько знать ее биографию. Ее история — очень типичная история женщины-художницы в Беларуси. У нее такая трагическая биография: бессребренничество и самоубийство. Вообще, белорусские художники, которых я называю, создают некий метафизический образ Беларуси. Для меня по крайней мере. Этих художников нужно знать, чтобы хоть что-то понимать о Беларуси.

2. "Наследие" Язепа Дроздовича. Дроздович — мистик, путешественник, скиталец... Тонкий, интуитивный, душевный художник, который очень любил свою родину.

3. Творчество Марка Шагала. И, вообще, все творчество витебских художников шагаловской поры. И его преподаватель Иегуда Пэн. И Эль Лисицкий. Также творчество Малевича и объединения авангардного искусства УНОВИС. Все это — эпоха дореволюционная, в Витебске кипела какая-то невероятная художественная жизнь. Это очень важно знать.

4. Скульптуры Ники де Сан-Фоль. Эта художница не имеет никакого отношения к Беларуси, но мне кажется, что если бы такой художник в Беларуси был, то мы бы жили немного по-другому. Мне хочется, чтобы о творчестве этой художницы знали все и чтобы рано или поздно такой человек в Беларуси появился бы. Это итальянская художница поп-арта, которая делала гигантские, размером с высокие деревья, красивые скульптуры. Очень сочные, солнечные. Чего абсолютно не хватает белорусской скульптуре, архитектуре и, вообще, белорусской действительности.

5. Деревянные скульптуры Николая Тарасюка. У меня есть книжка "Крестьянская энциклопедия". Она вышла недавно, небольшим тиражом и была мгновенно раскуплена. Книжка посвящена наивному искусству Николая Тарасюка. Он вырезает деревянные скульптуры. Это очень пожилой дедушка, который живет один в деревне в Брестской области, где осталось всего два двора. У себя дома он сделал музей "Воспоминания наследия". Там его фигурки выстроены особым образом. Они воспроизводят цикл крестьянских работ и семейных обрядов, подробно рассказывают о крестьянской жизни белорусов ХХ века. Еще он делает скульптуры на различные темы: против ядерной войны, против угнетения мужика злыми чиновниками. И всегда у него очень остроумные философские комментарии к скульптурам. Он волшебный человек, такой, о котором, наверное, только Кустурица смог бы снять кино. Потому что он парадоксальный и очень традиционный одновременно. Мне кажется, что он такой "белорус-белорус", волшебный-волшебный.

Владимир Прокопцов, художник, директор Национального художественного музея Беларуси:

1. "Джоконда" Леонардо да Винчи. Это великая тайна, по причине которой дискутируют в течение нескольких веков. Кто это? То ли это образ любимой женщины? То ли это автопортрет? Эту картину нужно увидеть, чтобы попытаться разгадать вечную тайну. Возможно, разгадав ее, белорусы разгадают и какие-то другие.

2. "Герника" Пабло Пикассо. На этой картине мы наблюдаем внутренний процесс художника против нашествия тоталитаризма, экспансии... Имеется в виду, против фашизма... Но не только фашизма... Если сегодня осмысливать "Гернику", то это своеобразный манифест протеста против всех катаклизмов, особенно, связанных с войнами, тоталитарными явлениями...

3. "Гроза над Толедо" Эль Греко. Эту картину стоит посмотреть, чтобы знать, что есть художники-провидцы, которые несколько веков назад писали так, что сегодня это выглядит абсолютно современно.

4. Икона "Параскева Пятница" из Слуцкой области, середина XVI в. Это икона белорусской школы, которая символизирует собой Матерь не только Божью, но и мать как архетип. Она излучает такую красоту, радость, чистоту! У "Параскевы" можно этому учиться.

5. "Зимний сон" Витольда Белыничского-Бирули. Мне лично этот художник очень близок, он этакий белорусский импрессионист. Кстати, 28 февраля будет отмечаться 140-летие со дня его рождения. На этой картине очень хорошо передана атмосфера белорусской зимы. В нюансах, тонко, в полутонах. Здесь мы видим и часовню. Это некоторым образом заставляет задуматься о духовном.

Алесь Матафонов, телеведущий, автор передачи "Лабиринты" на телеканале "ЛАД":

1. Фрески в Полоцкой Спасо-Преображенской церкви. Они датируются XII и XIX веками. Фрески начали изучать и исследовать еще в 60-е годы. Много древних фресок было раскрыто белорусским реставратором и художником Владимиром Ракицким. В последние годы в храме работают белорусские и российские специалисты, которые недавно совершили сенсацию — открыли иконы первых русских святых мучеников Бориса и Глеба. В этом не было бы ничего необычного, если бы не время их выполнения — XII век, немногим более ста лет после канонизации. До сих пор самые ранние изображения святых братьев датировались XIII веком. Есть вероятность того, что образы Бориса и Глеба в полоцком храме имеют портретное сходство. Кроме того, что фрески имеют огромное историческое и художественное значение, они являются свидетельством того, какую важную роль играл Полоцк в первые годы Христианства в Восточной Европе.

2. Сарматский портрет. Вообще, советую посмотреть хотя бы одно произведение "живописного натурализма" XVII века. Сарматский портрет был представлен в магнатских собраниях искусства. Наиболее широко — в Радзивилловской галерее в Несвиже. Перед художником ставилась задача создать красочный двойник модели, украшенный дополнительной информацией — атрибутами, гербами, подписями. Элементы изобразительной системы европейских художников были хорошо восприняты и переосмыслены в Беларуси. Благодаря этому здесь возникли замечательные сарматские портреты, среди которых мне лично наиболее нравятся "Портрет Гризельды Сапеги", "Портрет Яна Собеского" (художника Александра Тарасевича из Глуска).

3. Пейзажи Наполеона Орды. Трудно себе представить искусство Беларуси без творчества этого выдающегося художника-пейзажиста. Он создал полное и правдивое лицо Беларуси начала и середины XIX века. Акварели и рисунки Орды переводились в литографии и издавались альбомами, графическими сериями. Думаю, каждый белорус должен иметь у себя дома альбом с произведениями Наполеона Орды. Лично мне очень нравятся его литография "Каменец-Подольский" (Украина) и рисунок "Дворец Цехановецких" (Могилевщина).

4. "Хоровод" (Ляльник) (1921-1922) Михаила Филипповича. Этот белорусский художник увлекался импрессионизмом. Богатство красок, сливающихся в вечном хороводе, приближают нас к первичным представлениям белорусов о прекрасном.

5. "Жатва" (1937) Михаила Севрука. Это картина Мира, символ Веры. Здесь есть и Причастие — там старец, как святой, режет хлеб — и Мадонна — мать с ребенком, и косцы, словно ангелы. Это картина обо всем, что есть в Беларуси. Она была написана по заказу Вильнюсского белорусского музея Луцкевича, находилась там какое-то время и сегодня хранится в Национальном художественном музее.

Ольга Чайковская, 2 ноября 2011 года.

Газета "Звязда", оригинал на белорусском языке: http://www.zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=88206