2 ноября — белорусский народный поминальный обряд Деды

Просмотров: 12346Комментарии: 0

Деды — праздник сакральный. Таким его воспринимают и современные белорусы. Православные отмечают Дмитриевскую поминальную субботу в первую субботу перед 8 ноября. А у католиков как раз сегодня, 2 ноября, Задушный день. Но Дедов у белорусов много. В зависимости от местности, мы можем отмечать Деды несколько раз в год весной и осенью. Самыми главными считаются осенние Деды — Осенины. Здесь мы украшаем стол ритуальными блюдами. Причем нужно, чтобы на столе обязательно было нечетное количество: кутья, клецки, блины, мясо, яичница. С Дедами связано и много народных примет. Говорят, какая погода на Деды, такими будут Рождество и даже Пасха.

До Дедов нужно дорасти. Ведь это непростой праздник. Старинный. Глубокий. Сначала языческий, позже христианский, со своими различиями у православных и католиков. В Беларуси он со временем приобрел и многие другие коннотации, чем только чествование памяти святых и усопших предков торжественным ужином и походом на кладбище. Деды — это нечто такое древнее белорусское, что, кажется, каждый знает об этих днях, знает, что нужно в это время делать, но не каждый может сказать о Дедах что-то конкретное. Потому что это глубинный праздник, даже подсознательный — его можно скорее ощутить, нежели описать словами. А между тем, именно у белорусов сохранился обряд Дедов в наиболее архаичной форме. В этом смысле Беларусь вообще уникальная страна. У нас и народных песен, преданий и легенд тоже сохранились больше, чем где-либо в мире. А все потому, что слишком много в истории нашей страны было времен, когда культурное наследие передавалось исключительно из уст в уста. Потому что белорусский язык был запрещен для письменного обихода и вообще считался мужицким и постыдным, а белорусская культура не признавалась. Поэтому так важно было нашим предкам сохранить то, что они имели. При всех минусах, в каком-то смысле это и закалило наш народ. По крайней мере, помогло сохранить, например, обряд предков. Ведь то, что запрещают и не признают, вопреки всему приобретает сверхсмысл, сверхценность. Особенно, если это что-то родное.

Когда я была совсем маленькая, часто проводила время у бабушки в деревне, в Витебской области. Тогда я мало что понимала в почитании памяти умерших или погибших предков. Деды ассоциировались у меня с походом на дедушкину могилу, которую мы тщательно убирали и обкладывали дерном, с кутьей, скромным семейным застольем. Со временем Деды, как символ почитания памяти предков и вообще культурного и исторического наследия, стали жизненной позицией. И об этом вовсе не обязательно кричать. Если каждый будет искренне ценить Дедов внутри себя, со временем это может дать намного более весомый результат.

Ольга Чайковская, 2 ноября 2012 года.

Источник: газета «Звязда», в переводе с белорусского: http://zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=105096&idate=2012-11-02