15 февраля — Сретенье, сустретьев день. Сретенье — зима с летом встретились и борьбу затеяли: кому идти вперед, кому — назад.
21 февраля — Захарий-серповидец. Называется так потому, что он в одном из пророческих откровений видел свиток, летающий по воздуху, изогнутый наподобие огромного серпа. Крестьяне понимали это по— своему и день этот ознаменовывали тем, что доставали серпы и осматривали их.
24 февраля — Власий-сшиби рог с зимы.
К Власию обращались с молитвой, особенно во время эпидемии: «Святой Власий, дай счастья на гладких телушек, на толстых бычков, чтобы со двора шли-играли, а с поля шли-скакали».
Масленица (сырная неделя) справляется за семь недель до Пасхи и приходится на период с конца февраля до начала марта.
Масленицу повсюду ожидали с большим нетерпением. Это самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник.
Последнее воскресенье перед масленицей носило название «мясного воскресенья». «Заговляюсь на сыр да на масло», — говорят вечером перед масленицей.
Масленичная неделя была буквально переполнена праздничными делами. Обрядовые и необрядовые действия, традиционные игры и затеи до отказа заполняли все дни.
Сил, энергии, задора хватало на все, поскольку царила атмосфера предельной раскрепощенности, всеобщей радости и веселья. Каждый день масленицы имел свое название, за каждым закреплены были определенные действия, правила поведения и пр.
Понедельник — «встреча».
Вторник — «заигрыш».
Среда — «лакомка», «разгул», «перелом».
Четверг — «разгуляй-четверток», «тещины вечерки».
Суббота — «золовкины посиделки», «проводы».
Воскресенье — «прощенный день».
Масленицу нередко открывали ребятишки, которые сооружали снежные горы. В семьях, где есть молодежь, делали из тряпок женскую фигуру с длинной косой, одетую в девичий наряд, в руки ей давали помазок и блин — главные символы масленицы. Считалось, без блинов — не масленица, без пирогов — не именины. Во многих семьях блины начинают печь с понедельника. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись из гречневой или пшеничной муки, большие — во всю сковородку или с чайное блюдце, тонкие и легкие. К ним подавались разные приправы: сметана, яйца, икра и пр. На масленице — первый блин за упокой. Первый блин, испекаемый на масленой неделе, кладут на слуховое окошко «для душ родительских». Кое-где первый блин отдается нищим, чтобы они помянули всех усопших. Русская масленица всегда славилась блинами, их качеством и количеством. «Блин не клин, брюха не расколет». Руководствуясь такого рода поговорками, обычно поедали огромное количество блинов, так что многие потом расплачивались за подобное обжорство плохим самочувствием, болезнями.
В первый день праздника дети обходили избы деревни, поздравляли с наступлением масленицы и выпрашивали блины. Дети катались с гор во все дни масленицы. Взрослые же присоединялись к ним позже, примерно со среды — четверга. Съезжали с гор на санях, на салазках, на обледенелых рогожах.
![картина Кустодиева «Масленица»](/i/mardi-gras.jpg)
Кустодиев Б. М. «Масленица». 1919 г.
Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать холостой молодежи найти себе пару. В некоторых районах «выборанивали девок» — таскали борону вдоль домов, чтобы девкам легче было выйти замуж. В других местах женщины привязывали неженатым парням колоды — это шуточное наказание за то, что не женился в прошедший мясоед. От колоды и от довольно откровенных насмешек приходилось откупаться вином, блинами, конфетами.
Больше всего внимания и почестей оказывается молодоженам на масленицу. Традиция требует, чтобы они, нарядные, выезжали «на люди» в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе. Потом торжественно, все вместе под песни скатывались с ледяной горы.
Однако самым главным событием, связанным с молодоженами и справляемым по всей Руси, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если зять был по душе, разумеется). Этому обычаю посвящено огромное количество пословиц, поговорок, песен (в основном шуточных), анекдотов и пр. «Придет зять, где сметанки взять?»
Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали «тещины вечерки» — приглашали на блины. Неуважение зятя к этому обычаю считалось бесчестием и обидой и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.
С четверга, недаром называвшегося «широким», масленичный разгул развертывался во всю ширь. Всем миром, в качестве участников или активных, заинтересованных зрителей выходили на кулачные бои, возведение и взятие снежного городка, на конские бега.
Тем не менее центральной фигурой все же оказывалась сама Масленица — кукла из соломы, которую наряжали в кафтан, шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в лапти, усаживали на сани и везли в гору с песнями: встречали Масленицу. Сопровождала Масленицу ряженая молодежь.
В воскресенье — «прощенный день» — устраивали проводы Масленицы. С утра ребятишки собирали дрова для костра — жечь Масленицу. У масленичного костра собиралось всегда много народу, было весело, звучало много песен. С Масленицей прощались и в шутку и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, дети усердно повторяли: «Масленица, прощай! А на тот год опять приезжай!»
Кидали в костер блины — «Гори, блины, гори, Масленица!»; парни, перемазанные сажей, старались и других выпачкать, в первую очередь, конечно же, девушек, а с ними и тещ — «Теща, люли, поджаривай блины!»
Дмитрий ЛИТВИНЕНКО.
Опубликовано в журнале «Здоровье и успех», № 2 за 1997 год.