В последние годы все большую популярность среди молодежи приобретает такой вид времяпрепровождения, как историческая реконструкция. Однако назвать его просто хобби, наверное, было бы не совсем правильно, так как для многих историческая реконструкция становится большой и неотъемлемой частью их жизни. В исторической реконструкции есть множество направлений, одно из них — восстановление настоящего средневекового оружия. Николай Ельцев (или Барсук, как называют его соратники по увлечению) — настоящий авторитет в реконструкторских кругах, единственный в Беларуси мастер по изготовлению настоящих мечей. Свой первый меч Николай сделал, когда ему было 12 лет. Только тогда «средневековое оружие» делалось из ручки от половника. Мог ли тот мальчик знать, что в 28 лет он станет известным мастером по изготовлению оружия не только в Беларуси, но и за ее пределами? Честно говоря, и выглядит Николай, как древний мастер: борода, прическа, соответствующие украшения...
— В реконструкторском движении я уже восемь лет, — рассказал мне мастер. — За это время реконструировал образы разных эпох и народов. Сейчас я восстанавливаю образ балтского воина при минском клубе исторической реконструкции «TrueVaring».
— А почему решили специализироваться именно на изготовлении мечей? Почему, например, не на ювелирном деле?
— Начинал я с изготовления ножей, деревянных вещей и определенных украшений. Но однажды у меня появилось желание сделать себе меч. Собрались с одноклубниками, чтобы посоветоваться, я показал им модель меча, который хотел сделать. Сразу же со стороны реконструкторов посыпались выкрики вроде: «Да ты не сделаешь!», «Тут же инкрустация!». И у меня, наверное, сработало желание доказать, что я на это способен. Так родился мой первый «трушный» меч, инкрустацию к которому я сделал из железа и куска проволоки (инкрустация — украшение изделий узорами и изображениями из кусков металла, дерева, керамики, мрамора, которые накладываются на поверхность и отличаются от нее по цвету или материалу. — Авт.). Тогда я чувствовал себя настоящим «богом инкрустации». Но личное обожествление прошло, как только я взялся за следующий меч. И тогда я понял, что техника изготовления меча мало изучена. Года полтора назад я стал заниматься этим делом серьезно. И стал делать мечи не только для себя, но и для своего клуба.
— Николай, приоткройте тайну: как же происходит сам процесс изготовления меча?
— Стоит отметить, что изготовлением клинка для меча я не занимаюсь, я его заказываю. Когда он попадает ко мне в руки, прежде смотрю, нет ли на нем дефектов. Если дефекты есть, то исправляю. Затем выбираю тип меча — пользуюсь каталогом археологических памятников из музеев всего мира. После этого делаю рукоятку из дерева, а сам набор (гарда и навершие) — из металла. Потом делаю резьбу, насечку, орнамент. Заключительный этап моей работы — чистка и полировка.
— Интересно, а чем процесс изготовления средневековых мечей отличается от изготовления современных?
— Естественно, что достоверных источников о том, как производилось такого рода оружие, нет. И сейчас мы можем только догадываться, как это было на самом деле. Но я держал в руках старинные мечи и по ощущениям могу сказать, что моя техника изготовления мало чем отличается от тогдашней. Думаю, что я все-таки нашел технику исторической инкрустации. Рискну сказать, что процесс изготовления тогдашнего меча и современного почти одинаков. Только чистка и полировка сейчас делаются на электрических станках. И, естественно, мечи, которые я произвожу, не являются холодным оружием. Они используются только для дополнения исторического образа.
— Существует мнение, что вес раннесредневековых мечей достигал иногда 8 килограммов. Имеет ли право такой миф на жизнь?
— Опираясь на археологические источники, могу утверждать, что средний вес меча эпохи викингов был 1,5 килограмма и обычно не превышал 1,8 килограмма. Это вес тех мечей, которые были найдены. А предполагать и домысливать мы можем разное.
— А что дает лично вам увлечение этим делом?
— Прежде всего, я занимаюсь реконструкцией для личного удовольствия. Чувствую безграничную радость, когда держу в руках готовый меч: наконец-то закончились месяцы кропотливой работы! Есть ощущение, что я дал жизнь той вещи, которая вскоре может жизнь отнять. И, конечно, если учитывать тот факт, что техника изготовления мечей точно не известна и что настоящих мастеров, даже за границей, немного, то получается, что моя работа помогает развивать реконструкцию...
Виктория Чаплева, 25 октября 2012 года.
Источник: газета «Звязда», в переводе с белорусского: http://zvyazda.minsk.by/ru/pril/article.php?id=104763