Места силы Ядвигина Ш. и Янки Купалы. Какая судьба постигла их родовые усадьбы?
В каких местах лучше писалось белорусским литературным классикам? Насколько плотно они были связаны с землей, на которой росли, и что значила для них родина? Корреспонденты «Звязды» обратились к председателю Белорусской ассоциации экскурсоводов и гидов-переводчиков Николаю Чирскому, чтобы вместе увидеть литературную Беларусь. Он предложил нам прежде всего проехать по Логойщине и увидеть места, связанные с жизнью и творчеством знаковых белорусских литераторов Ядвигина Ш. и Янки Купалы. Однако удастся ли цельное литературное путешествие?
Вязынку, родину Янки Купалы, естественно, по несколько раз посетил каждый добросовестный школьник из соседнего Молодечно. Ведь места там очень живописные и электричка рядом останавливается, что удобно. Два года назад в поселке Ждановичи под Минском начал работу музей-дача Василия Быкова, что не может не радовать поклонников его творчества. «Звязда» активно поддерживает проект по открытию музея Алеся Адамовича в деревне Глуша Бобруйского района. Однако это скорее куски пазла литературной Беларуси, которые пока не складываются в одно целое. Существуют ли у нас разработанные маршруты по местам жизни и деятельности литераторов?
Привет от дуба-дедушки. Карпиловка
Ядвигина Ш. некоторые исследователи называют родоначальником белорусской прозы. Другие считают, что не все так однозначно, но в целом соглашаются. Деревня Карпиловка Логойского района — место, где когда-то была родовая усадьба писателя.
Антон Иванович Левицкий (Ядвигин Ш.) жил в собственном доме в Карпиловке с 1896 года до 1921 года (впоследствии он вынужден был переселиться в Вильню).
Когда-то на участке было много валунов. Писатель вместе со своим сыном взваливал камни на «коляску» и вывозил их на липовую аллею. Они и сегодня ровным рядком лежат у бывшей усадьбы. Валуны покрывает толстый слой мха — будто символизирует наслоения лет, миновавшие с давней поры.
Еще один красавец этих мест — огромный вековой дуб. Именно о нем Ядвигин Ш. писал в своем рассказе «Дуб-дедушка». Дерево и сегодня величественно возвышается над окрестностями. Правда, в нем появилось выжженное дупло — местные пастухи сделали его, чтобы прятаться в огромном отверстии во время дождя. Однако дерево держится, и сегодня зеленеет каждым листочком.
Сразу перед входом на территорию усадьбы находится неповрежденный дот времен Первой мировой войны. В 90-е годы прошлого столетия было предложение создать в нем музейную экспозицию, посвященную поэтам и писателям, погибшим во время войны. Однако финансирования в то время не нашли, поэтому идея так и осталась нереализованной. Дот стоит и сегодня: небольшой музейчик в нем действительно выглядел бы оригинально.
От усадебного дома не осталось ничего, даже фундамента. Если пройти чуть дальше, можно увидеть красивый источник. Однако территория вокруг него не благоустроенная — добраться будет достаточно сложно.
Посетив это место, с одной стороны, радуешься, что увидел красивые валуны, разложенные руками писателя, и «живого» дуба-дедушку. Но с другой, задумываешься, почему забвение постигло родной дом родоначальника белорусской прозы?..
Николай Чирский рассказал, что в Карпиловке писатель прожил достаточно существенную часть своей жизни:
– Ядвигин Ш. значит для белорусской литературы то же, что Чехов для — русской. Родился наш творец на Могилевщине, потом родители переехали на Минщину, в Карпиловку, писатель оказался здесь в десятилетнем возрасте. Он пошел учиться в Люцинку — начальную школу, организованную Камиллой, дочерью Винцента Дунина-Марцинкевича. Позже учился в Минской гимназии, затем в Московском медицинском университете. Но за участие в волнениях студентов был схвачен и посажен в Бутырскую тюрьму. Его исключили из университета, медицинское образование получить так и не удалось. Левицкий вернулся на родину родителей в Карпиловку, устроился работать провизором в аптеку в Радошковичах.
В гости к творцу любил заглянуть Янка Купала. 5 июня 1912 года именно здесь песняр впервые прочитал свою пьесу «Павлинка». Также здесь бывали Максим Богданович, Андрей Александрович и Иосиф Лёсик, который был зятем Ядвигина Ш.
Колыбель посреди ржаного поля. Окопы
Буквально в километре от Карпиловки (если идти напрямик едва заметной тропинкой, ведущей через березовую рощу) находятся Окопы — живописное место, которое называют литературной колыбелью Янки Купалы.
В 1909 году мать поэта Бенигна Ивановна Луцевич взяла в аренду хутор в Окопах. Обрабатывая эту землю, половину своей прибыли она должна была отдавать хозяйке, мадам Жалиговской. Вместе с сестрами Янки Купалы они прожили здесь до 1929 года, а сам поэт проводил у них летние каникулы.
Янка Купала впервые приехал в Окопы в 1912 году. Вместе с Антоном Гриневичем он направлялся в деревню Жуковка, чтобы на ярмарке послушать народные сказки, песни, предания. И, естественно, заехал в дом матери. Фундамент этого дома (его закладывали еще Жалиговские) сохранился и до сегодняшнего времени.
Усадьбу будто тройными зубцами окружает лес. Купала любил выйти на крыльцо и смотреть на силуэты деревьев вдалеке. Во дворе когда-то стояли сарай, колодец и баня, от которой можно было спуститься к оврагу, где был небольшой пруд.
Янка Купала писал свои произведения, пристроившись на огромном валуне, который располагался неподалеку, посреди ржаного поля. Валун и сегодня, как колыбель творчества поэта, стоит посреди поля и слушает колыбельные колосьев и звезд.
Поэт просто не мог не писать на такой живописной земле. Как утверждают литературоведы, в Окопах им было создано около 50 стихов, были начаты многие драматические произведения.
Почему же семья Луцевичей оставила такое место? Об этом факте биографии поэта раньше не принято было говорить. В 1929-м, когда проводилась коллективизация и людей принудительно выселяли с хуторов, печальная судьба не миновала и семью народного поэта. Бенигна Ивановна Луцевич не отреагировала на новое постановление. Поэтому через некоторое время к ним пришли представители соответствующих органов, заставили покинуть дом и вместе с дочерьми посадили в поезд, который шел в направлении Сибири. Только благодаря влиянию Янки Купалы удалось снять их с поезда в Борисове. Усадьба в Окопах осталась разрушенной, присоединилась к числу разбросанных гнезд, которых в Беларуси было очень много...
В литературоведческих работах советского времени об Окопах старались не упоминать. А произведения, написанные здесь, зачислялись к петербургскому периоду жизни Купалы. Говорили, что именно там было создано все самое значительное. Однако на самом деле в Логойском районе, приезжая сюда на летние каникулы, поэт создал поэмы «Курган», «Бондаровна», «Она и Я» и многое другое.
Когда оживают герои. Хоруженцы
В соседней деревне Хоруженцы жила сестра Купалы. И он иногда приезжал к ней в гости. Два раза в год здесь проходили ярмарки — весенняя и осенняя. Янка Купала приезжал на них, беседовал с людьми.
В 1992 году специальная комиссия решала, где создать музей народного поэта. Посчитали, что посреди поля, в Окопах, где нет ни дорог, ни электричества, делать музей не очень удобно. Поэтому для такой затеи выбрали соседнюю деревню Хоруженцы, где жила сестра Купалы. Там и оборудовали усадьбу. Для музея возвели дом — типичную постройку конца XIX века.
У входа стоит большой камень, привезенный с логойских полей. На нем можно прочитать:
К табе, о Божа,
I я ў дзень гэты просьбу шлю:
Хай Беларусь, мая старонка,
Ўваскрэсне к вольнаму жыццю.
Музей был открыт в 1992 году, к 110-летию со дня рождения поэта. Тогда же здесь был установлен памятник поэту.
Следует отметить, что экспозиция музея действительно впечатляет. Все периоды жизни поэта представлены досконально, можно увидеть много его фотографий — от детских до взрослых. На нас смотрят и герои Купальских пьес — артисты театра имени Янки Купалы разных времен. Есть здесь и снимок Павлины Мядёлки. Можно узнать о непростой судьбе произведений поэта.
Однако посещают ли туристы этот музей?.. Его заведующий Валентин Жарко отмечает, что гости случаются здесь совсем не часто...
Белорусское литературное путешествие корреспондентам «Звязды» совершить удалось. И это лишь один из многих возможных маршрутов. Но сюда не поедет «массовый» турист. Заглянут разве что энтузиасты, любители литературы.
Отправляясь в такое путешествие, нужно быть готовым и к восторгу, и к печали. Восторгу красочными пейзажами, памятными, неизвестными ранее местами. Печали из-за забвения, которое проглядывает вокруг...
Почему же Ядвигин Ш.?.. Есть две версии объяснения такого псевдонима, и одна из них не перечит другой. Как вспоминала дочь Антона Левицкого Ванда, у писателя была любимая девушка, которую звали Ядвигой. И когда он написал первый рассказ и прислал его в «Нашу Ниву», то подписал его «Ядвигин» и рядом поставил букву «Ш».
Согласно второй версий, когда он приходил в Люцинку, к Дунину-Марцинкевичу, то часто попадал туда поздно, ведь усадьба находилась на существенном расстоянии. Однажды, когда писатель пришел и уже в потемках пробирался к постели, неожиданно ухватился за ногу девушки. Она воскликнула: «Кто здесь?!» Он ответил: «Ядвига, ша! Это я». И после именно так начал подписывать свои произведения.
Упоминают, еще в советские времена дикторша телевидения, рассказывая о писателе, назвала его Ядвигиным Третьим. Получилась такая каламбурная ошибка.
Во дворе в Окопах в 1992 году был установлен камень, на котором разместили табличку со строками Янки Купалы, которые воспевают окружающую природу:
Песняй вясны лебядзiнаю,
Скiнуўшы зiмнiя чары,
Шэпчуцца явар з калiнаю
Ў сумнай далiне над ярам.
Нина Щербачевич. Фото Евгения Пясецкого. Логойский район, 21 июня 2016 года. Источник: газета «Звязда»,
в переводе: http://www.zviazda.by/be/news/20160620/1466441193-mescy-sily-yadvigina-sh-i-yanki-kupaly