История белорусской свадьбы и брака со времен язычества до наших дней

Просмотров: 3327Комментарии: 0

Во времена язычества многоженство считалось нормой. Положение женщины в браке в те времена было незавидным: на ней держалось хозяйство и дети, и при этом она не имела никаких прав. Тем не менее в пантеон белорусских богов входили свои защитники брака и любви — богиня Лада и ее дочь Леля. У наших далеких предков существовал праздник — лёльник (ляльник), который представлял собой весенние игры и плескания в воде. Во время таких ритуальных игр мужчины и выбирали себе жен среди девушек.

...И пришла к нам богиня

Вот и мы, как древние радимичи, жившие на территории нынешнего Минска, вместе с экскурсоводом Людмилой Скрадаль на побережье Свислочи, там, где когда-то было замчище, попытались реконструировать этот праздник почитания женщины и начала жизни. Стали в круг и, согласно древним обрядам, выбрали Лялю (или Лелю) — самую красивую девушку из экскурсанток. «У Лели обязательно должен быть букет полевых цветов, — сообщила Людмила, протягивая девушке заранее подготовленные астры. — Саму ее одевали в длинный белый сарафан, на голову надевали венок. А вокруг ставили пищу (молоко, масло, хлеб и другие продукты) и начинали водить хоровод». Мы начали хороводы вокруг Лели, а экскурсовод тем временем зачитывала слова песни, которая исполнялась во время ритуала. После этого выбранная богиня угощала всех девушек едой и обязательно дарила каждой из них по цветку из своего венка. Поскольку еды у нас не было, наша реконструкция ограничилась раздачей астр экскурсанткам. По словам Людмилы, от вышеназванного праздника и пошла традиция дарить женщинам цветы. Начинался Ляльник 8-9 марта (интересное совпадение с празднованием современного Международного женского дня) и продолжался до Купалья.

реконструкция языческого хоровода на берегу Свислочи

Отойдя от реки и оказавшись на бывшей Соборной площади (около Свято-Духова собора), мы вспомнили времена, когда на наши земли пришло христианство. Кстати, это событие произошло также благодаря браку: византийская принцесса Анна, к которой посватался князь Владимир (у него, между прочим, было восемь «официальных» жен и еще гарем, в который входило около двухсот женщин), согласилась на брак при условии, что тот примет ее веру. Таким образом на высоком уровне был положен конец многоженству, а вместе с тем изменились и брачные обычаи. Теперь жениться можно было только в храме.

Церковь, мечеть и синагога

Влияя на жизнь людей, церковь стремилась приспособить языческие праздники под свои каноны. Один из таких праздников сегодня известен как Покрова Божьей Матери и связан со свадебными традициями. К этому времени уже был собран урожай, в амбарах и кадках всего было много, а значит, наступало благоприятное время для отдыха и празднования свадеб. В народе говорили: «Пришли Покрова — ревет девка, как корова». А потому «ревет», что замуж не берут. Ведь если до Покровов девушку не сосватали, то еще год ходить ей в девках.

Но в Минске, как известно, жили не только христиане. Помимо них, были татары, а евреи так вообще составляли большую часть городского населения. И у представителей этих народов тоже были свои свадебные традиции.

Так, оказавшись, например, в Раковском предместье Минска лет двести назад, можно было увидеть еврейскую свадьбу, которая могла проходить как в синагоге, так и на свежем воздухе. Действие обязательно проводилось под балдахином — хупой, который и дал название всему обряду. Хупа накрывала молодых, свидетелей и человека, который проводил обряд (им необязательно должен быть раввин). Этот балдахин символизировал защищенный дом, в который входит молодая семья. Жених и невеста давали друг другу клятву в верности на всю жизнь, а после этого дела в течение трех дней (отнюдь не всегда сразу) проводилось свадебное застолье.

экскурсовод Людмила Скрадаль

Татарский край, который находился в районе современной гостиницы «Юбилейная», также был интересен своей свадебной обрядностью. Там стояла деревянная мечеть, позже перестроенная в каменную, и мусульманские браки могли заключаться только в ней (то есть, исключительно в храме). Во время свадьбы долго читался Коран, в чтении участвовал жених. А само замужество напоминало заключение социального договора и разделения обязанностей между молодыми. «Тогдашние газеты свидетельствуют о том, что Татарский конец был самым спокойным районом в городе, — отметила Людмила Скрадаль. — Это значит, что там жили хорошие семьи с серьезными ценностями и правильным воспитанием детей».

Муж изменил Родине? Вон!

Следующая остановка в нашем путешествии произошла около ратуши. Тут мы вспомнили времена Великого Княжества Литовского и, конечно, магдебургское право, которое Минск получил в 1499 году. Именно в ратуше находился магистрат, который решал в том числе и брачные вопросы. В Статутах ВКЛ, в отличие от стран Европы, уже в XVI веке были урегулированы вопросы семейных отношений: прописаны такие моменты, как получение приданого при вступлении в брак, наследства после брака детей и даже бракоразводный процесс. Да, оказывается, он — не явление современности. Для того, чтобы расторгнуть брак в ВКЛ, сначала нужно было получить разрешение на это у священника и только потом идти в магистрат. Здесь решались вопросы раздела имущества после развода. Супруги должны были заключить договор об имуществе (вена) — документ, в котором было прописано, кто и что получит после развода. Официальными же причинами для этого могли быть смерть или исчезновение без вести мужа или жены, уход в монастырь, измена семье и государству, а также неспособность к интимной жизни.

Такие законы действовали в нашем городе еще несколько лет после последнего раздела Речи Посполитой, после чего их заменили законы Российской империи. Но по-прежнему главная роль в создании семьи принадлежала венчанию.

Времена меняются — ценности остаются

Коренной перелом в институте брака и семьи принес 1917 год. Венчание было официально запрещено, зато появилось известное и сегодня учреждение — ЗАГС. Теперь, чтобы стать мужем и женой, нужно было «записаться в очередь на брак» и через несколько дней прийти и поставить свои подписи.

«То, как изменились взгляды людей на свадьбу, отражают брачные наряды молодых», — рассказывала Людмила, показывая фотографии молодоженов разных времен. Разница действительно очень значительна: на дореволюционных фото наряды невест торжественные, украшенные цветами и кружевами, а на снимках после 1917 свадебное платье сдержанное, порой даже обыденное. Процедура расторжения брака также упростилась, уже даже не нужно было объяснять его причину. Естественно, что семьи стали не такими крепкими, как раньше. Но, тем не менее, народные свадебные традиции, закрепленные веками, не забывали. Продолжали существовать смотрины и сватовство, проводились свадебные поезда.

...Великая Отечественная война разрушила много семей. Вместе с тем, она принесла такое явление, как «боевая подруга». «Речь о женщинах, которые в те страшные годы жили вместе с военными фактически как жена и муж, — говорит экскурсовод. — Понятно, что такие браки никто не фиксировал. Но после войны, если эти люди хотели зарегистрировать отношения, им было достаточно наличия общих детей, или переписки, либо свидетеля, который мог подтвердить их совместное проживание». В послевоенное время проходили спокойные, не слишком богатые свадьбы. «Мои родители поженились в 1956 году. У мамы было белое платье, папа взял у друга костюм. У них была жестяная банка зеленого горошка и бутылка шампанского — все», — поделилась Людмила.

Сейчас в Минске десять ЗАГСов, и, несмотря на однотипность брачных церемоний, проводимых в них, в каждого учреждения — своя изюминка.

А вот масштабность свадебных гуляний в наши дни могут обуздать разве что финансовые возможности молодых. Как бы ни было, но статистика свидетельствует, что нынешнее количество браков по стране увеличилось по сравнению с прошлогодним почти на 10 тысяч, а это значит, что ценность семьи у белорусов крепнет.

Диана Середюк. Фото автора, 12 октября 2013 года.

Источник: газета «Звязда», в переводе: http://zviazda.by/2013/10/18518.html