Вдогонку рассказа о реквизите национальной киностудии сообщаю: уже после нашего посещения при разборе старых помещений в одной замкнутой комнатушке был найден золотой ключик из фильма «Приключения Буратино» Леонида Нечаева. Тот самый. «В фильме он выглядит большим», — сказали мне по телефону. На складе уже не реквизита, а мебели и других крупногабаритных вещей мы увидели еще одного «участника» этой картины. Здесь вообще можно найти настоящие раритеты XIX и начала XX веков, военные трофеи и экземпляры, достойные музеев. Кстати, один ценный костюм из «коллекции» киностудии был отправлен в Несвижский замок.
Цех подготовки съемок включает в себя шесть складов: помимо реквизита и мебели, здесь хранится женская, мужская и отдельно военная одежда, обувь и головные уборы.
![мебель Беларусьфильма](/i/i2/props-rarities1.jpg)
Под словом «мебель» надо иметь в виду также вещи домашнего хозяйства вроде корзин и кос (от слова «косить»), мотоциклы, фальшивый иконостас и даже гроб. Всего около пятисот единиц содержится в двух больших помещениях, где сейчас наводится порядок: эти вещи только-только перевезены в новое здание. «Грузчики просто принесли и поставили мебель, — говорит заведующий складом Александр Тризна. — Нам понадобится много усилий, чтобы все это аккуратно рассортировать». В связи с чем у сотрудников цеха даже появилась игра под названием «Найди пару для стула». С этим богатством можно развлекаться и другим способом: поставить эти кресла в линию таким образом, чтобы проследить развитие стилей. Современный образец, говоря по правде, будет не самым выигрышным.
![необычный мопед](/i/i2/props-rarities8.jpg)
Но увидеть на складе мебели самое привлекательное нам ничего не мешало. Одну из интересностей пришлось выкатить, чтобы рассмотреть поближе, — мопед из детской картины «По секрету всему на свету» 1976 года. Он был сделан специально для ленты и до сих пор хранится на киностудии. По словам Александра, «в советские времена на "Беларусьфильме" работало много умелых специалистов», их руками и был создан уникальный агрегат, способный ездить.
![мопед из фильма «По секрету всему на свету»](/i/i2/props-rarities9.jpg)
Содержание склада мебели определяют такие же обстоятельства, как и в истории о составе реквизита. Все, что приобреталось и приобретается для картин с государственным финансированием, оседает на киностудии. Коммерческие проекты, арендующие беларусьфильмовские площадки, разбирают антураж на свои нужды.
Еще в советскую эпоху, где-то до 1980-х, во времена неразвитой торговли между соответствующими коллекционерами и любителями, в штате киностудии работали специальные люди, которые искали антиквариат. Кто-то старую бабушкину мебель, вместо того, чтобы выбросить, дарил киностудии. Что-то притаскивалось со свалок. Благодаря такой практике в активе «Беларусьфильма» собралась хорошая музейная коллекция.
Одна вытянутая из трюмо шуфляда напомнила о заимствованных военных трофеях. На донышке — настоящая печать 1937 года с нацистской символикой и надписью «Infanterie-Regiment. Riegersburg». Откуда эта вещь появилась на киностудии — неизвестно, возможно, из определенного государственного учреждения. Есть версия, что после Второй мировой войны в качестве трофея она была привезена из Европы.
![зеркало](/i/i2/props-rarities2.jpg)
Похожая история связана с самым узнаваемым шкафом «Беларусьфильма» — трохсоткилограммовым «монстром» середины XIX века в стиле европейского классицизма. Существует легенда, что этот шкаф сразу после окончания Второй мировой был привезен из Германии по личной просьбе какого-то советского генерала. В определенный момент генерал попал в опалу, а его шкаф — на «Беларусьфильм». Этот трофей снимался в фильмах «Масакра» Андрея Кудиненко, «Предмет обожания» Олега Базилова и других. Сегодня ему требуется реставрация; часть стеклянных вставок, если присмотреться, когда-то уже была заменена: оригинальные можно узнать по характерным скошенным граням — фацетам.
![тумбочки и кровати](/i/i2/props-rarities3.jpg)
Недалеко стоит еще один настоящий антикварный шкаф, также в стиле классицизма, но уже второй половины XIX века — резьба, мотивы колонн и пилястр, львиные головы. В комплект входит также буфет. Еще один свидетельствует о модерне начала XX века — эта вещь сохранилась в хорошем состоянии: все ручки и петли работают, на месте оригинальные витражи. К стилю «модерн» относится и зеркало начала XX века. «Такого вы никогда нигде не найдете: витраж, франт — все настоящее», — говорит Александр. Рядом стоит буфет, который еще в советские времена по-вандальски покрасили в «напольный» цвет, вместо того чтобы покрыть лаком.
![зеркала и стулья](/i/i2/props-rarities5.jpg)
Уникальное кресло с резьбой отражает европейскую моду конца XIX века на китайский стиль. «Вряд ли оно создано в Китае, там такого не делали, — говорит Александр. — В комплекте к этому креслу идет полностью покрытый резьбой сундук с ручками в форме крыльев». Этот сундук — та обнаруженная нами вещь, которая снималась в нечаевских «Приключениях Буратино».
![стулья](/i/i2/props-rarities7.jpg)
Склад мебели киностудии можно разделить на антиквариат и бутафорию, то есть подделку. Примером последнего послужит шкаф с неоткрывающимися ящиками и дверцами, за которыми ничего нет. Это только видимость шкафа, созданная где-то в 1990-е годы. Более ранние имитации, по словам Александра Тризны, выглядят лучше, встречается бутафория высокого класса, например «средневековое» кресло, когда-то созданное киностудийными художниками.
На складе хранится сказочное зеркало, сделанное специально для фильма «Рыжик в Зазеркалье» Елены Туровой. Здесь же мы нашли иконостас из бутафорской церкви. «Для одной картины предстояло провести съемки в церкви, но не нашлось ни одной, куда пустили бы киношников. Пришлось художникам-декораторам, это было где-то в начале 2000-х, построить "церковь" и создать этот иконостас». Интересным примером бутафории является целый комплект знаменитых громкоговорителей, из которых объявляли о начале войны, воздушной тревоге и так далее.
На «Беларусьфильме» можно найти предметы советского антуража, порой уникальные вещи — например, диван с архитектурным элементом, созданный в 1930-х, и более современную мебель. «Вещи из 1960-х годов — время советского постмодерна, моду на копирование западных аналогов — мало где можно встретить». Но с помощью базы киностудии, кажется, можно изобразить каждое десятилетие, правда, в последнее время состав почти не обновляется. Популярная практика аренды реальных квартир для съемок фильмов помогает сэкономить, упростить задачу художнику-постановщику, но, разумеется, не пополняет киностудийный состав.
![иконостас](/i/i2/props-rarities6.jpg)
Интересным отголоском уже не исторической эпохи, а именно кинодела являются сундуки для перевозки реквизита и костюмов. По надписям иногда можно проследить, куда путешествовал сундук и что в нем хранилось. На одном из них, с указанным рабочим названием картины «Пять президентов», есть дополнение: «Сапоги различные комплект». На сундуке к фильму «Я — русский солдат» видится надпись «Немцы живые». Значение неизвестно.
![корзины](/i/i2/props-rarities4.jpg)
Что-то из имеющихся в активе цеха вещей, к сожалению, пострадало от несоответствующего хранения. Александр почти в разных углах нашел элементы одного антикварного зеркала, которое десятилетиями ждет восстановления. Еще не так давно в штате киностудии была должность реставратора, но из-за финансовых трудностей сотрудников перевели на договор подряда, который в итоге также не продлили.
Смеха ради заведующий складом сделал выставку утраченных деталей. «С ручками беда, — говорит Александр и как доказательство показывает советский "серьезный" стол. — Он популярен для фильмов о злобных следователях КГБ, которые, сидя за этим столом, допрашивают невинную жертву. Из четырех ручек на месте только одна. Остальные нужно найти».
По-прежнему «Беларусьфильм» не отказывается от новых экземпляров, поэтому свою жаждущую славы мебель можно отдать в пользу киностудии. «Только моль лучше выгонять заранее», — шутят сотрудники.
Возможно, когда-нибудь будет реализована идея музея киностудийного антиквариата. Однозначно, склады мебели сумеют пополнить экспозицию. Пока в цехе подготовки съемок происходит перевозка костюмов, мебели, реквизита, систематизация, акклиматизация. По шагу, но помещения в новом корпусе, построенном во время реконструкции киностудии, приближаются к абсолютному порядку.
Ирена Котелович, 14 апреля 2016 года. Источник: газета «Звязда»,
в переводе: http://www.zviazda.by/be/news/20160414/1460581377-na-skladze-mebli-belarusfilma-mozhna-znaysci-sapraudnyya-rarytety