Камень-валун «Божье кресло» в Крупском историко-краеведческом музее

Просмотров: 1275Комментарии: 0

— На территории музея мы посадили березку. Именно березка — символ чистоты, сострадания, добрых намерений. Это своеобразный оберег. Ее ветки, словно шелковые девичьи косы, окутывали человека нежностью, — рассказала директор Тамара Бальбот. — К нам приезжали молодожены после бракосочетания вместе со своими гостями, чтобы по народным обрядам отпраздновать свадьбу. По окончании церемонии мы им предлагали достать из старинного глиняного горшка ленту и при этом загадать желание. В емкости ленты четырех цветов: белый символизирует воздух, красный — огонь, голубой — воду, зеленый — землю. Не чёрный, а именно зеленый, что означает плодородие, изобилие, рост. Потом появилась идея вешать ленты на березку и просить, чтобы мечта сбылась. Дерево растет, а вместе с этим становятся сильнее желания. Позже традиция распространилась на всех посетителей, прижилась. И уже люди специально стали приходить в музей, чтобы прижаться к стройной белоствольной красавице, обвязать ее ветки лентой.

Камень-валун «Божье кресло» издавна стоял на окраине деревни Сомры, которая одна из первых была сожжена фашистами во время Великой Отечественной войны. Она так и не возродилась. Первый директор музея Татьяна Яковлевна Белая решила перевезти культовый валун на территорию учреждения. У этого камня очень интересная история.

деревня Сомры на карте Беларуси

Изображение сервиса Яндекс.Карты

Раньше наши предки были язычниками. Не все из них приняли христианство, которое распространялось в первом веке нашей эры на землях Европы. Как свидетельствует предание, в деревне Сомры христиане решили поставить часовню рядом с валуном на перекрестке дорог. Это не понравилось язычникам. На рассвете они с факелами, топорами, вилами пошли к святыне, чтобы уничтожить ее. Но вдруг на небе появилось облако, на котором сидел мужчина в белом одеянии. Воинственно настроенные люди испугались, растерялись. Незнакомец сошел на землю и прислонился к валуну. Он поинтересовался у язычников, за что они хотят наказать своих соплеменников: может, они бездельники, не воспитывают своих детей, не любят своих жен, не уважают старших. «Они верят в одного Бога! За это их надо убивать!» — был ответ. «Верьте в своих богов, а они пусть верят в своего Бога, ничего предосудительного в этом нет», — пытался остановить толпу человек. Но не все его послушали. И тогда он непослушных превратил в россыпь камней. Облако снова опустилось на землю, и пришелец исчез. А люди увидели, что на валуне, который был круглым, появилось углубление. К нему стали приходить и мал, и стар, поклоняться ему, просить здоровья для себя, своих близких и исполнения самых сокровенных мечтаний и желаний.

усадьба Святских в Крупках

Усадьба Святских в Крупках

Когда великана перевезли, то выяснилось, что он не сплошной, а сросся из нескольких камней. Удивительно: когда смотришь на него сверху, то видишь узор, напоминающий лицо Божьей матери. Подходишь с другой стороны — изображение меняется: Богородица с маленьким ребенком на руках.

— Однажды у нас был посетитель из Минска, сфотографировал около этого камня свою дочурку. Потом приехал в следующий раз и говорит, мол, у вас необычный камень: на снимке вокруг него проявилось свечение, — продолжает Тамара Владимировна. — С деревней Сомры связан еще один необычный факт, который письменно засвидетельствовали для нашего музея двое мужчин. После выпускного вечера в школе ребята засиделись допоздна на завалинке около хаты. И вдруг с западной стороны деревни начался лай собак. Как волна, он прокатился в другой конец села. Стало страшно, жутко. Подростки заметили, что над пшеничным полем возвышается огромный темный силуэт. Он приближался, напоминал фигуру женщины в черной одежде.

«Мы слышали какие-то звуки, бряцание оружия, плач, стоны. От страха спрятались под мост и там просидели, пока все утихло. Пришли домой и легли спать, а когда проснулись, то узнали, что на рассвете началась война», — написали они.

К «Божию креслу» больше подходят пожилые люди, а вот детям нравится «Царь-лягушка». Действительно, наверху его четко видны очертания лягушки, полузакрытые глаза, будто греется под ласковыми лучами солнца.

— У Максима Богдановича есть интересная легенда о царь-лягушке, царь-змее. А вдохновили поэта на их написание рассказы бабушки. На Воздвижение в лесу звери собираются на сход. Благословляет их на зимнюю спячку царь-лягушка или царь-змей. И если человек случайно оказался в это время в лесу, то не должен нарушать спокойствия природы и ее обитателей. Заметили, что ползет много змей или прыгает много лягушек, надо остановиться, сбросить с головы платок, развязать пояс или достать платок и разослать перед ними. Проползли — надень на себя и будешь обладать большими способностями. В это верили наши предки, ведь лягушки никогда не приносили людям вреда. Их бросали в молоко, чтобы не прокисло, ими лечились, они уничтожали вредителей в огороде. Кстати, планируем в перспективе перевезти во двор музея еще один валун, на котором высечена большая звезда, — добавила Тамара Бальбот. — Правда, откуда и когда она там появилась никто не знает.

Татьяна Лозовская, 5 января 2016 года. Источник: газета «Звязда»,

в переводе: http://zviazda.by/be/news/20160105/1451953000-zagadac-zhadanne-i-pasyadzec-u-bozhym-kresle