"Разработаем белорусский "животный" календарь вместо китайского!"

Просмотров: 5755Комментарии: 0

Вы встречали этот год в платьях металлического цвета, дарили знакомым фигурки кошек, кроликов, начитались восточных гороскопов и ожидаете в ближайшее время конкретных благ, вроде спокойствия, семейного благополучия и так далее? Господа, не надо жить иллюзиями. Каким сложится каждый год, совсем не зависит от того, какое животное из восточного гороскопа будет господствовать в нем: кот, собака, свинья или еще кто. Тем более что по китайскому гороскопу новый год еще не наступил. В Китае он отмечается по лунному календарю, не имеет фиксированной даты и приходится на новолуние после зимнего солнцестояния (конец января — начало февраля). Между прочим, в этом году китайский новый год начнется 3 февраля. По крайней мере, даже если рациональность в зверином "круговороте" и есть, то, что подходит для востока, еще не означает, что прекрасно ляжет на жизнь в других уголках мира. 

— Гороскопы не имеют одинакового для всех жителей земли характера, потому что энергетика солнце разная на определенный год в разных частях мира. Они родились на востоке, связанные с восточной ментальностью, сориентированной на значение по умолчанию, — замечает Игорь Вуглик, кандидат исторических наук, доцент, декан гуманитарного факультета Частного учреждения образования "Институт современных знаний имени А. М. Широкова". И уж тем более не стоит увлекаться гороскопами, составленными на год для каждого знака зодиака. Как замечает Игорь Григорьевич, звезды движутся. Прошло уже минимум 4 тысячи лет с тех пор, как возникли "зодиакальные" гороскопы. Но звезды сдвинулись, и древние гороскопы требуют коррекции.

— Но почему восточные гороскопы приобрели такую популярность в мире?

— В Китае придавали большое значение календарным циклам, которые обычно начинались весной, как и у всех язычников. В Европе не сложилось четкой системы отождествления каждого года с каким-то животным или каким-то объектом (у европейцев были боги, которые умирали и воскресали, как, например, у греков — Дионис, у восточных славян — Ярило). Надо отметить, что китайские гороскопы древние, достаточно подробные, образные. Животные занимали большое место в жизни древнего человека, были его пищей. Они сильно представлены в мифологии разных народов: это древние тотемы, их воспринимали как предков. Например, большое количество животных тотемного уклона было у египтян.

— Почему не стоит "примерять" на год и тем более на себя черты определенного "гороскопного" животного?

— В разных странах народы наделяли животных неодинаковыми чертами, культовыми становились животные различных географических регионов.

И только образ кота — один из тех, которые более-менее схожи в мифологиях и сказках востока и запада. Правда, на востоке в мифах и легендах господствовали большие кошки (тигры, львы), а о малых кошках там составлено мало сказок. В Европе, наоборот, в мифологии представлены малые (домашние и дикие). И малых, и больших кошек в фольклорных памятниках определяет ум (хотя есть сказки про глупых львов). Неразумных малых кошек, за редким исключением, нет в мифах и сказках. Кот всегда берет верх: на востоке благодаря своей хитрости он побеждает льва, пантеру, у нас он умнее даже лисы. Вообще кот и лиса — это наиболее интересная парочка в сказках, это двое больших хитрецов (можно вспомнить белорусскую сказку "Как кот зверей напугал").

В европейской традиции существенно разделяются образы кота и кошки. Да, есть коты — хитрецы, ленивцы, широко известен и образ кота Салоеда, символизирующий обжорство.

Наиболее яркий образ кошки можно найти во французской литературной сказке (которая, наверное, имеет народные корни) про Белую кошку, которая заставляет парня полюбить ее. Кошка кажется привлекательной, умной, образованной, любит пение, музыку, танцы, обладает изысканным вкусом. Это архетипический образ обаятельной женщины.

Этому маленькому зверьку еще с древности удалось покорить людей. Кстати, наиболее древние останки, скорее всего домашней кошки найдены в библейском Иерихоне (7 тысячелетие до нашей эры) — городе, который сейчас считается самым древним в мире. Более точные сведения об останках именно домашней кошки связанные с Кипром, датируются временем около 6 тысячелетия до нашей эры!

А уже в большом масштабе домашние кошки первыми "завоевали" древний Египет. Кошка ценилась, как богиня Баст (Бастет) — символ веселья, радости, уюта, материнства, плодовитости. Также она интерпретировалась как божество танцев, музыки. Ее представляли как существо с телом женщины и головой кошки или как кошку с ошейником и амулетом. Даже знаменитый бог солнца Ра в Египте в одном из воплощений подавался в образе большого рыжего кота.

В древнем городе Бубасте (Дом Бастет) стоял большой храм богини. При храме жило много священных кошек, за которыми ухаживали жрецы; был комплекс кошачьих захоронений в саркофагах. За убийство кота (даже случайное) назначалась смертная казнь. Богиня почиталась в начале нового года, тогда в город съезжались гости и происходил веселый, даже развращенный праздник. В античности кошка была элитарным животным, за нее платили немалые деньги.

— А как получилось, что черный кот попал в немилость?

— В общем, черное животное — всегда сакральное. С очень древних времен к черным животным был особый интерес: это были культовые животные, обычно их приносили в жертву, причем богам довольно опасным. Среди таких животных можно вспомнить, например, библейского "козла отпущения" или черного козла — символ бога Диониса. Эпидемия травли черных котов началась в эпоху средневековья, связана она была, безусловно, с христианскими представлениями о нечистой силе. В Европе во времена инквизиции были процессы над черными кошками, где их приговаривали к сжиганию как нечисть. Черный кот в Европе выступал в качестве воплощения (или представителя) сатаны на шабаше рядом с козлом, волом — обычно это была достаточно большая фигура. Черные коты были хорошими союзниками ведьм. Именно на них ведьмы летали на шабаше. Кот огромным хвостом мог заслонить колдунью от непогоды, от дождя. При Бабе Яге в сказках тоже живет черный кот.

У белорусов отношение к котам было двойственное: их и ценили, и их же считали воплощением нечисти. Считалось, что в черного кота превращается ведьма, которая скрывается от дьявола. Если во время грозы в дом забегал черный кот, его надо было гнать, чтобы Перун не ударил в дом. Если в доме кто-то умирал, к покойнику не подпускали котов. Строго следили, чтобы кот не перепрыгнул через гроб, так как в кота либо перейдет душа умершего, либо покойник сделается кровососом. Кота нельзя было класть к себе в кровать, считалось, что он намурлычет лягушку в голове. В то же время не запрещалось класть его к детям, правда, на непродолжительное время, чтобы зверек усыплял маленьких.

— Но тогда почему на Беларуси верят, что если к дому прибьется кошка, что это хорошо? И котов запускают в дом на новоселье. 

— Если кот сам пришел к человеку, в белорусской традиции считалось, что это очень хорошо, будет прибыль в доме. Только с котом надо было делать определенные манипуляции. Например, постричь кончик хвоста — считалось, что у кота в хвосте или его кончике сидит зараза. Отсюда существовал дикий обычай — отсекать кончик хвоста. Приход в дом приблудной кошки предсказывает тем большее благосостояние, чем более взрослая она и большая. Напротив, если кошка уходит — это предупреждение об отлучке кого-то из семьи.

Чтобы приблудный кот не ушел, надо было взять кусок сала, обнести его вокруг домашнего столба, стоящего в углу печи, и дать коту съесть. Чтобы принесенная или приблудная кошка задержалась в доме, надо у нее обрезать шерсть с кончика хвоста, за уши протянуть ее по дому три раза, помазать ей лапки салом, маслом или сметаной.

Если кот сидит и мурлычет, белорусы полагали, что он молится за хозяев, которые его кормят, желает им успеха, словно молитву за них творит.

Как и в Египте, в Беларуси было табу на убийство кота, своего или чужого. Считалось, что если убьешь кота, то скотина не будет плодиться. Котов нельзя было ни в коем случае топить, потому что это плохо повлияет на детей, они не будут расти.

Восточные славяне верили, что кот, которого запустишь на ночь в новый дом, разгонит всех бесов. Запускают в дом кота и для того, чтобы посмотреть, где он вытянется. В том месте, где лег кот, нельзя ставить кровать: воркот любит отрицательную энергетику, потребляет ее. А вот собака, наоборот, ложится там, где хорошие магнитные поля.

— Может, кота связывали с бесами, потому что этот зверек не спит ночью?

— Есть гипотезы, что кошки приобрели мистические черты из-за своего ночного образа жизни. Ночь связана с магией и нечистью. Считалось, что глаза кошки отражают луну, и поэтому они связаны с ним магически. В Египте верили, что глаза кошки отражали ночное солнце. В мифах отражается такая особенность этого животного, как большая плодовитость. Кошка мифологическим происхождением (кхмерский миф) связана с женщиной. Среди европейских варварских древних народов мифология кошки была у древних германцев, она была связана с Фреей (богиней плодородия и любви), в ее возок были запряжены две дикие кошки. 

Вообще, кошка отождествляется с магией, темнотой, плодовитостью, женским началом. Поэтому и сопутствует она колдуньям и очень редко — колдунам.

— Если вдруг белорусам захотелось бы разработать свой "животный" календарь, кого бы туда можно было включить?

— Надо, прежде всего, брать тех животных и птиц, которые имеют в мифах и сказках тотемные черты. Прежде всего, это будут медведь, волк, аист. А вот, например, сакральная в Индии корова в белорусских сказках почти не встречается. Да и сделанный сегодня символом Беларуси зубр также не обнаружен в мифологии. Заслуживающие внимания — уж, коза, конь, кукушка, лиса, заяц, летучая мышь. В мифах о сотворении людей есть собака. Можно добавить и петуха, который четко показан в сказках.

Елена Дедюля, 22 января 2011 года.

Газета "Звязда", оригинал: http://zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=73143&idate=2011-01-22