2012 — Год книги в белорусской литературе

Просмотров: 5937Комментарии: 0

Александр Макаревич — заведующий кафедрой белорусской литературы Могилевского государственного университета имени Кулешова, доктор филологических наук. Он родом с Гомельщины. С самого детства Александр Николаевич мечтал стать учителем языка и литературы, а школьные педагоги поддерживали его желание разрешением вести экспериментальные уроки. Сегодня 48-летний преподаватель называет себя профессиональным читателем: читать очень много — это его "служебный" долг.

Он и говорит на чистом белорусском языке, а стиль разговора можно сравнить с кружевами, красивые переплетения которых предназначены убедить собеседника. В нашем случае — читать белорусские книги и подходить к этому делу основательно.

Книги делают людей и мир лучше

— Александр Николаевич, каково ваше отношение к объявленному в Беларуси Году книги?

— Разумеется, мои отношения к популяризации книги абсолютно благосклонные. Ведь, во-первых, в последнее время мы наблюдаем снижение интереса к книге, и не только со стороны взрослой части населения, но и со стороны детей и подростков. Во-вторых, неподдельный интерес к книге — одно из условий эстетического возвышения человека и вообще общества.

— Вы хотите сказать, что, если мы будем больше читать, станем лучше, и мир улучшится вместе с нами?

— Может, вам это покажется банальным, но — да. В чем одна из основных функций художественного произведения? Это такое возвышение души человека для того, чтобы он, осмыслив какие-то проблемы литературного героя, захотел свою жизнь изменить к лучшему. Если человек способен осмысливать свою жизнь не только на собственных примерах, когда он читает талантливые художественные произведения, то рано или поздно придет к выводу: меняй свою жизнь к лучшему — дальше нет смысла жить в таких обстоятельствах.

— Я вот думаю: как может возвысить меня и подтолкнуть к лучшему последняя книга, которую я прочитала? Это постапокалиптическая "Мировая война Z" Макса Брукса об эпидемии и нашествии зомби. Ее сейчас экранизируют, и я заинтересовалась...

— Все это элементарно. Подобные вопросы часто задают мне студенты, приводя примеры из литературы постмодернизма, из произведений, которые наполнены разрушением, насилием. Искусство оперирует не только категориями "высокое" и "красивое", но и такими, как "злое" и "безобразное". В искусстве не только ставится рядом светлое и темное, высокое и низкое, но очень часто зло побеждает добро. Почему? Художники нас приводят к мысли: если мы не станем на путь защиты возвышенного и прекрасного, то уродливое и низменное распространится в жизни до таких размеров, когда победить его уже будет невозможно. И в реальной жизни тоже.

Чтобы белорусская литература не стала экзотикой

— Если продолжать разговор о Годе книги, то книга, кроме всего прочего, также помогает ориентироваться человеку в различных сферах — общественной, профессиональной, а также в частной жизни. Не в том смысле, что она дает готовые ответы на вопросы. Это как раз самое дешевое, что может быть в литературе — предлагать готовые рецепты выхода из каких-то ситуаций. Смысл в том, что книга побуждает человека к мышлению.

В таком смысле обращение к книге, пусть прагматичное и на один год, достаточно насущно. Только при условии, что это не будет просто очередным мероприятием, "галочкой" в каком-то плане.

— А что, на ваш взгляд, следовало бы сделать в Год книги?

— Здесь нужна целая система мероприятий — целенаправленная, но ненавязчивая. Их смыслом должен стать разговор не об общей роли книги (о чем мы говорили выше), а о конкретном писателе, его значении в истории нации и про его произведения. В истории белорусской письменности много примеров, которые помогут читателю ощущать себя представителем нации с достойной историей и литературой на уровне европейской.

— Например?

— Франциск Скорина, Николай Гусовский, Ян Вислицкий. Этот список можно продолжать. Мы вот говорим, что сейчас есть проблема: белорусы не пользуются белорусским языком. А здесь в качестве очень благодарного образца могут быть судьба и творчество Максима Богдановича. Он большую часть жизни прожил в России, но стал гением в белорусской литературе.

Таким же примером может быть творчество Алеся Гаруна. Его стихи — огромный пласт мудрости и художественной философии. В русской литературе мы восхищаемся духовной поэзией Зинаиды Гипиус, но почему-то отказываем в значимости поэзии такого же рода Алеся Гаруна.

Белорусская литература вообще очень гармонично включается в контекст европейской литературы. Купала с его художественной философией жизни — писатель европейского значения, Колас с его эстетикой — тоже. Можно здесь вспомнить записки "На империалистической войне" Максима Горецкого, "Записки Самсона Самасуя" Андрея Мрыя. Мы вспоминаем "Архипелаг ГУЛАГ" Александра Солженицына — произведение о репрессиях советского времени, но ведь есть еще и "В когтях ГПУ" белоруса Франциска Олехновича...

— Хотите сказать, что прежде чем судить о белорусской литературе, надо что-то прочитать?

— Да, прежде чем говорить о вкусе экзотического фрукта, нужно его купить, приготовить, употребить, сравнить с другими, а уже потом рассуждать.

Средний "must read" по Макаревичу

— Вот и давайте перейдем к конкретике. Можете назвать несколько белорусских книг, которые сами прочли и могли бы порекомендовать?

— Сразу предупрежу, что это будет список, рассчитанный на среднюю аудиторию с разными интересами, чтобы он помог составить представление о белорусской литературе разных периодов.

Что касается первой трети ХХ века, то я прежде всего ориентировал бы на Купалу и Коласа, тем более что в этом году мы будем отмечать 130-летие со дня рождения этих классиков. Поэтому номер первый: "Сказки жизни" Якуба Коласа — это аллегорические рассказы, которые автор создавал на протяжении десятков лет. Считается, что это зашифрованные мысли писателя о том, что нельзя было говорить вслух. В некоторой степени так оно и есть. Однако в этих сказках, где героями являются растения, животные и другие, содержится философский взгляд на проблемы жизни вообще, процесс познания, счастье и несчастье. Вдумчивый читатель сможет увидеть, насколько насущны эти произведения и сейчас.

Советую почитать повесть Максима Горецкого "Две души".

— В этом году также отмечаем юбилей — 120-летие со дня рождения писателя.

— Мы сейчас сталкиваемся в повседневной жизни как минимум с раздвоением наших собственных чувств, желаний и даже поступков. Вот это мучительное состояние человека, душа которого разрывается, очень красиво показывается в повести "Две души". Интересное и полезное произведение.

Творцы иного периода? Здесь не обойтись без известного и популярного во все времена Ивана Шамякина. Посоветовал бы обратиться к его роману "Криницы". Произведения Шамякина воспринимаются читателями как убедительные, интересные своей житейской мудростью, психологией.

Далее — Василь Быков "Мертвым не больно", Владимир Короткевич "Христос приземлился в Гродно". Из современной литературы — "Ревизия" Андрея Федоренко.

— Я сейчас подумала, что теперь и сама, и мои друзья больше всего интересуемся литературой английской, американской, российской. Короче, иностранной...

— Это то, что на поверхности: популярное, экранизированное, отмеченное премиями. Но есть такие вещи в литературе, которые каждый человек, если чувствует себя представителем нации с достойной историей, просто должен знать.

В 1913 году на страницах "Нашей нивы" развернулась дискуссия, которая называлась "Почему плачет песня наша". Была поставлена задача — написать произведения, которые бы показали другим народам, кто такие белорусы и какова их художественная литература. И таких произведений сейчас много.

Думается, что воспитание уважения к книге следует начинать не с самой книги. Надо начинать с воспитания личности, убежденной, что она является представителем достойного во всех отношениях народа. Необходимо воспитывать личность, которая бы чувствовала свою национальную самодостаточность. Надо начинать с детских садов.

Профессиональный читатель — за планируемое чтение

— Много ли сегодня читают ваши студенты?

— Как ни странно, но и на филологическом факультете мы постоянно сталкиваемся с такой проблемой: студенты читают все меньше и меньше. Я объясняю это прежде всего общей тенденцией, существующей в обществе: снижается интерес к печатному слову.

В некоторой степени это равнодушие молодых людей в отношении к книге — объективная реальность, за которую их винить нельзя. Они отдают предпочтение интернету и телевидению — достаточно быстрому и легкому способу добывания информации. Торопливость нашей жизни, стремительность, ее интенсивность влияют и на мышление: современная молодежь мыслит "смайликами". Чтение же книги забирает много времени, и это вызывает настороженное отношение к ней.

— Я где-то слышала такой вывод, что нынешние дети мало читают, но, тем не менее, получают много информации — только другим способом, а не через книги.

— Да, читать можно и в интернете, электронные книги. Хотя информация, полученная в интернете, в некоторой мере поверхностная. Как и чтение по принципу "когда выпадет минутка" — в транспорте, на переменах.

— Что же в таком чтении плохого?

— На первый взгляд, хорошо, что неожиданно свободное время используется для чтения. Но эффект от такого чтения не слишком значительный. Если представить себе перерыв между занятиями в учебном заведении, то это суета, шум, все время что-то отвлекает, а мы, представьте, читаем Купалу или Богдановича, Лермонтова или Блока...

Я сторонник спланированного чтения: выбираем время и таким образом его организуем, чтобы не мешали ни интернет, ни "одноклассники" в нем, ни телефон. Когда остаемся один на один — мы и пространство книги. И еще вспомним то время, когда люди, чтобы написать письмо, готовились к этому, прежде всего эмоционально. И эмоции тогда высказывались не "смайликами", а словами, в которых есть душа.

— Звучит фантастически. Неужели в наше стремительное время такое может быть?

— Безусловно, я понимаю, что таких возможностей мало, но мне удается так делать. Правда, чтение книг — это мое профессиональное занятие. Но все же я убежден: рационально спланированное чтение дает возможность наилучшего восприятия.

Мы иногда мыслим вскользь, мы иногда любим вскользь, ждем вскользь и многое — вскользь. Но при этом мы и получаем всего лишь понемногу, и что-то существенное в нашей судьбе тоже может пройти мимо нас.

Вспомню художественное произведение, потрясшее меня еще в юности. В пьесе Алексея Дударева "Вечер" есть герой Гастрит. Вроде как всё имел человек в жизни, а к старости понял, что ничего-то и не имел. Ведь все время все было пополам, и жизнь Гастрит так и прожил — наполовину. Так не лучше ли сосредоточиться в жизни на чем-то одном и существенном, получить это важное и существенное сполна, а не делать что-то важное наполовину и вскользь?

Беседовала Илона Иванова, 8 февраля 2012 года.

Газета «Звязда», оригинал на белорусском языке: http://zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=92947&idate=2012-02-08