В десятый раз в деревне Загалье Любанского района провели возрожденный древний обряд Русалье. По традиции он отмечается в воскресенье после Троицы — в конце Гряной, или Русальной недели. Энтузиастами сохранения фольклорного наследия Любанского края, изучавшими свидетельства старожилов-носителей, по сути возрожден уникальный обряд, бытовавший на северной границе Полесья еще 70-100 лет назад. И в наше время есть прекрасная возможность посмотреть (а лучше поучаствовать) в фантастическом игрище, которое организовывали наши пращуры, чтобы Русалки — эти красивые мистические существа, — не выходили из рек и озер, не причиняли людям вреда, не наведывались в деревни, не гуляли по полям и не завивали ржаные колосья.
На праздник в Загалье приехали участники художественной самодеятельности соседних деревень — Сосен, Паличное, Малых Городячиц, чтобы делать обход улиц во главе с девушкой в венке — «русалкой», водить хороводы, выбирать главную героиню праздника и проводить ее за деревню на речку. А еще жарить на костре яичницу и угощать ею сельчан.
Изображение сервиса «Яндекс. Карты»
— Мы делаем весь обряд — от начала и до конца, как делали наши предки, не упуская интересных, важных обрядных нюансов, — говорит художественный руководитель загальского Дома культуры Надежда Быченок. — Несмотря на то, что мы живем в другое время и в другом пространственном измерении, в других обстоятельствах, все равно хотим, чтобы каждый участник чувствовал себя ответственным за сохранение самобытной традиции, ее полноценным продолжателем.
Правяду русалку да бору,
А сама вярнуся да дому.
Правяду русалку да мяжы,
А сама вярнуся да дзяжы...
(Проведу русалку к бору,
А сама вернусь я к дому.
Проведу русалку до межи,
А сама вернусь к дежи...)
Сначала группы идут по улицам, с песнями обходят дворы, якобы забирают все плохое из деревни — споры, ссоры, наговоры, сглазы, идут на выгон. Там встречаются с другими группами, водят хороводы вокруг своих «русалочек». Здесь и проходит основное обрядное действо. По традиции подготавливают «колодец» для костра, в который девушки бросают венки. Только четыре деревенские красавицы остаются в своих венках — они соревнуются за право быть в роли главной русалки. Показывают свое умение красиво танцевать, высоко и далеко бросать венки — чтобы их схватили ребята-кавалеры, лить воду в кувшинчик, который держит заводаторша игрища Майя — древняя богиня Весны. Она и определяет красавицу-победительницу, которую поведут на поле, за деревню. На этот раз главной «русалкой» выбрали 16-летнюю Ирину Заец из деревни Паличное. Школьница уже четвертый раз участвует в Русалье.
— Мне этот обряд очень нравится, — говорит счастливая «русалка». — Тем более что в других местах такого не увидишь, не ощутишь, дыхание веков и таких песен больше не услышишь.
В деревне Загалье хорошая новость — «русалку» проводили к реке: деревенские подростки «погнали» ее далеко, чтобы больше не приходила к селению. Поплыли по воде русальи венки! Это кульминация загальского Русалья.
— Обряд показывает, как наши предки искали взаимопонимание с силами природы, они иногда не могли объяснить всех явлений и своими песнями и играми настраивали хорошо к себе мать-природу, — говорит идейный вдохновитель возобновления обрядов и обычаев на Любанщине, заведующий отделом районного Центра культуры Сергей Выскварко.
По завершении обряда участники обязательно поют традиционную русальную песню:
Ой, яблынька наша, Божа мілы! (Ой, яблонька наша, Боже милый!)
Дакуль ты стаяла? (Доколе стояла?)
Ой, дзевачка наша, Божа мілы! (Ой, девочка наша, Боже милый!)
Дакуль ты гуляла?.. (Доколе играла?..)
Анатолий Клещук. Фото автора. Любанский район, 10 июня 2015 года. Источник: газета «Звязда», в переводе: http://zviazda.by/2015/06/86987.html