В новогоднюю ночь работают не только пожарные, медики и милиция... Игорь Сидорович не поднимает бокал шампанского под бой курантов вот уже много лет. И не потому что у него график такой, или он не любит Новый год. Вовсе нет. Именно под его руководством проходят масштабные фейерверки в столице и других городах.
Справка "Звязды"
Игорь Сидорович родился в 1973 году, окончил истфак БГУ, работает заместителем директора ЗАО "Кальвин", одной из самых крупных компаний по организации фейерверков в Беларуси. Организатор международного пиротехнического фестиваля "Навальніца", который дважды проходил в нашей стране.
Пиротехническая команда Беларуси под его руководством неоднократно получала Гран-при на чемпионатах Европы, России, участвовала в фестивалях Латвии, Литвы, Эстонии, Польши и т.д.
Женат, имеет двух дочерей.
Из археологов и вышибал — в пиротехники
— Игорь, а почему вы выбрали такую профессию?
— Я по специальности археолог (тоже такая романтическая профессия). На моей совести даже несколько кладов. Но однажды в Крыму попал на шоу фейерверков и заразился этим. Шел по набережной, увидел и просто "заболел". Так вот постепенно и пришел. Однако археологией до сих пор занимаюсь. Это стало моим хобби...
— В детстве, наверное, много самопалов делали...
— Все мальчишки нашего детства прошли через взрывпакеты, серу, бертолетову соль. Конечно, нас родители пугали случаями, что вон тому мальчику глаз выжгло или руку ранило. Однако я был очень спокойным ребенком. И пироманом не был.
— Как реагировали близкие на вашу новую работу?
— Ну, родители не совсем бурно реагировали. Получилось так, что у меня было много разных профессий. Был и грузчиком, и учителем в школе, а также альпинистом, телохранителем, и даже вышибалой в казино. Поэтому профессия пиротехника была не самая опасная из них... Конечно, мама каждый раз волнуется, когда я делаю какое-нибудь шоу. Но сейчас, как правило, я сообщаю ей про всю свою работу постфактум.
— Насколько опасно все же быть пиротехником?
— Профессиональная пиротехника — это фактически взрывчатка. И работа с ней сравнима с работой сапера... Не бывает пиротехников неопытных и старых (шутит Игорь. — авт.). Любые несчастные случаи, которые могут произойти, происходят из-за собственной безалаберности...
Стандартных фейерверков не бывает
— Почему на 9 мая салют, а на Новый год фейерверк?
— Салют — это военный фейерверк. Там размеренная стрельба. Выстрел, посчитали до пяти и снова выстрел. Он такой размеренный, военный, а фейерверк — это композиция. Это искусство...
— Интересно, а как рождаются фейерверки?
— Это совместное творчество. Что-то придумываем мы, что-то просит выполнить режиссер шоу, какие-то пожелания есть и у частных заказчиков. Такой творческий процесс — нужно совместить то, что хочет режиссер, и то, что сможем мы... Поэтому стандартных фейерверков не бывает.
— Все крупные фейерверки запускаются с компьютера?
— Да, на 90 процентов. Потому что это, во-первых, безопасность, во-вторых — позволяет свести музыку с визуальной картинкой.
— Какая обычно музыка используется под фейерверки?
— Какая-нибудь необычная (смеется). Под фейерверки, если смикшировать, подойдет любая музыка. Чаще всего используются известные саунд-треки.
— А женщины-пиротехники есть?
— Да, есть. Как ни странно. У нас в Беларуси были девушки-пиротехники — после Института культуры, им там дали "корочку". Но в жизни и в работе я их не видел ни разу. Я просто знаю, что они есть. Знаю, что в России есть пиротехники-женщины. Но наиболее ярким примером являются наши польские коллеги — они у нас на фестивале выступали, заняли второе место. Там есть женщина. Она — владелец компании и сама запускает фейерверки. Они очень красивые шоу делают.
Сфотографировать или снять фейерверк на видео невозможно
— Возможно, есть какие-то названия у фейерверков?
— Они обычно технические. Никаких красивых и романтических названий нет. Ну, есть "пионы", "хризантемы", а также "смайлы", "ивы", "короны", "суперкороны" и т.д. В общем, фейерверк — это же только один раз и все, больше такого просто не случится... Поэтому и названия давать сложно. Даже если будет видео или фотография, это не передаст всю ту атмосферу фейерверка.
— Неужели?
— Да. Снять фейерверк на пленку — большое искусство. Не каждому это под силу. Для того, чтобы снять фейерверк на пленку, нужно создать определенные условия, выбрать правильный ракурс. Обычно телевизионщики акцентируют внимание на толпу, какие-то элементы фейерверка, крупный план. Что-то трещит, переливается, но передать общую картинку невозможно.
Пока получается, что люди могут увидеть фейерверк только непосредственно стоя и глядя на него. По телевидению — это совсем не то.
"Группа "Рамштайн" нас похвалила"
— Самые яркие впечатления за этот год?
— В этом году у нас было две работы, которые позволили выйти на новый уровень по технике, организации труда и оборудования. Это концерт "Рамштайн" и детское "Евровидение"... В общем было очень интересно. "Рамштайн" нас похвалили: мол, "гуд джоб" (хорошая работа). Плюс наш традиционный фестиваль "Навальніца", который состоялся нынешним летом. Он позволяет держать планку пиротехнического искусства.
— И какие ощущения, когда вот через секунду состоится фейерверк?
— Конечно, мандраж.
— Неужели каждый раз страшно?
— Да, страшно. Страшно за безопасность, за работу системы. И если этого ощущения нет, то тогда теряешь чутье... Когда ты начинаешь считать, что ты уже профессионал, обязательно что-нибудь пойдет не так...
"В Китае фейерверками занимаются военные"
— А что за пиротехника у вас?
— 90 процентов всей нашей пиротехники — китайского производства. Просто есть разные виды качества. Есть продукция, качество которой строго отслеживается, она проходит строжайший контроль.
— В народе ходит мнение, что китайское — однозначно низкосортное?
— Ну, китайцы придумали порох, китайцы придумали фейерверки. Они в этом первые.
— У них самих красивые фейерверки?
— Самое интересное, что у них фейерверками занимаются военные. И фейерверки, которые были на Олимпиаде в Пекине, были произведены китайскими военными. Но для дизайна они приглашают европейцев. У них очень строгое и серьезное отношение к этому.
— Чем вы порадуете в этом году минчан?
— А зачем так сразу раскрывать все секреты?
— Ну хотя бы один?
— Там таких сильных секретов и нет. Мы ежегодно меняем процентов 30 изделий, стараемся их микшировать. Возможно, какие-то элементы, которые мы опробовали на фестивале "Навальніца", попытаемся задействовать и на фейерверках в городе. Правда, в нынешнюю новогоднюю ночь автором фейерверков являюсь не я, а директор нашей компании, Константин Морозов.
"Я бы не советовал эту работу никому"
— Сколько платят фейерверкерам?
— Когда человек достигает определенного уровня и имеет хорошую клиентскую базу, то зарабатывает достаточно хорошо.
— Значит, молодым желающим стоит идти в пиротехники?
— Нет, я бы не советовал.
— ???
— К этой профессии нужно прийти. Нет такого, что смолоду пошли учиться на пиротехника и потом стали работать. Через это проходит очень много молодых людей, но задерживается не много. График работы очень тяжелый... И условия тоже разными бывают... Молодые приходят и очень часто работают "на подхвате". Вот оно, цеховое мастерство — когда из мальчика для битья вырастают в мастера. Так и происходит. Меня часто спрашивают: "Игорь, а почему ты родственников не привлечешь? Ты же хорошо зарабатываешь?" Я бы не советовал эту работу никому.
— Наверное, обидно, что никогда нет праздников?
— За долгие годы вырабатывается стойкая антипатия к массовым мероприятиям. За последние условно 1-1,5 недели я побывал на 15-ти корпоративах. Поэтому самый лучший способ — отдохнуть в тишине, посмотреть телевизор...
— Какие-то желания будете загадывать?
— Хочется, чтобы мы еще раз провели наш фестиваль "Навальніца". Чтобы изменилось отношение к самой пиротехнике. Потому что сейчас отношение к пиротехнике — как к торговле "черной смертью". Тяжеловато... После пожара в российском клубе, например, там этот бизнес почти ушел. У нас тоже немного затормозился...
— Как вы относитесь к травматизму при запуске любительских фейерверков?
— Честно говоря, мне сразу страшно. Многие изделия, которые есть, я даже в руки боюсь брать. Мы вообще исключаем из использования ракеты, циркоблицы и петарды, а также другие изделия, имеющие неконтролируемую траекторию.
— Можно получить у вас несколько советов для людей, которые самостоятельно запускают фейерверки?
— Самое главное — разобраться с фейерверком до того, как вы сядете за стол. Нужно назначить одного человека, который будет за это отвечать. И чтобы он был в нормальном состоянии, чтобы мог подумать о безопасности. И обязательно предварительно изучить инструкцию...
Анастасия Занько, 4 января 2011 года.
Газета "Звязда", оригинал: http://zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=71827