Местоположение Лавришевского монастыря найдено, но точку ставить рано
Где первоначально располагался Лавришевский монастырь, один из древнейших в Беларуси, который около 1260 года основал сын великого князя ВКЛ Миндовга Войшелк и где первым игуменом был святой преподобный Елисей Лавришевский? И почему центр Великого Княжества Литовского, самого крупного государства позднего Средневековья в Европе некоторое время находился именно в... Лавришево?
Соответствующие доказательства искали (и нашли!) участники археологической экспедиции под руководством доктора исторических наук, профессора Белорусского государственного технологического университета Сергея Рассадина.
Корреспондент «Звязды» побывал в Лавришево и узнал, что пятилетняя программа исследований, которая проводилась по предложению игумена Свято-Елисеевский Лавришевского монастыря отца Евсевия и с благословения епископа Новогрудского и Слонимского Гурия, свои задачи успешно выполнила. Но точку в раскопках ставить рано.
Земля не перестает удивлять новыми открытиями
Вещественные доказательства убедительно свидетельствуют, что именно здесь, неподалеку от церкви до 1836 года, располагался старинный монастырь. А в 1913 и 2007 годах он восстанавливался уже на новом месте — у деревни Гнесичи, в полутора километрах от Лавришево.
...Подхожу к нынешним раскопкам, которые ориентированы на обнаруженный во время предыдущих экспедиций фундамент — вероятно, XVI века, когда монастырь был разрушен татарами. На это указывает укладка из валунов и кирпича — она технологически сходна с Новогрудским замчищем, которое последний раз обновлялось именно в то время.
Первая экспедиция научила, что место раскопок на случай дождя нужно накрывать навесом из полиэтиленовой пленки. И сейчас это уже норма, чтобы погодные катаклизмы не мешали работе, говорит преподаватель Светлогорского индустриального колледжа Геннадий Ризноокий. Уже пятый год подряд он проводит свой отпуск в археологической экспедиции в Лавришево. Такое же отпускное занятие в этом году выбрали и его коллега по колледжу Григорий Дроздов, учитель из Слонима Игорь Черемных вместе с группой школьников, заместитель декана физико-математического факультета Мозырского государственного педагогического университета имени И. П. Шамякина Ирина Колбасина... Всего в этой археологической общине в нынешнем году объединились более 30 волонтеров из разных регионов страны: Гродно, Новогрудка, Слонима, Светлогорска, Горок, Мозыря, Калинковичей...
Геннадий Ризноокий сейчас уже не сомневается, что экспедиция нашла место, где находился древний монастырь:
— Нынешние артефакты это снова подтверждают. Возможно, вот на этом месте была монастырская трапезная, ведь находим много костей животных, рыбы, употреблявшихся в пищу, фрагментов глиняной посуды, печной кафель. В прошлом году неподалеку отсюда нашли тринадцать медных монет, так называемых боратинок XVII столетия, а на днях — еще две. Но при этом снова, как и прежде, нет женских вещей, украшений. На раскопках в других местах, где мы работали с Сергеем Евгеньевичем, они всегда попадались — серьги, бусы, пряслица... А здесь, в Лавришево — ни одной находки, которая могла бы принадлежать женщине. Это также доказывает, что здесь был мужской монастырь.
Свидетелем, возможно, одной из археологических сенсаций посчастливилось стать и корреспонденту «Звязды».
— Вот этому печному кафелю, наверное, как минимум лет 500. Прекрасно сохранился. Причем если раньше находили кафель с изображением виноградной лозы (древний символ христианской религии), крестов, то на этой впервые видим изображение всадника с мечом на коне, да еще с крыльями. Вероятно, это герб. Полагаю, что по соответствующим справочным материалам можно будет выяснить, кому он принадлежал и когда использовался, — надеется Геннадий Ризноокий.
О чем свидетельствуют артефакты?
Все находки, обнаруженные раскопками, потом обрабатываются согласно строгим правилам археологии. Помощник руководителя экспедиции, историк из Светлогорска Тельман Маслюков, показал, как это делается. Сначала артефакты распределяются по видам, а затем, в здании подворья Свято-Елисеевского Лавришевского монастыря, каждый из них датируется и шифруется, чтобы не перепутать с другими предметами. После чего находки направляются на экспертизу. Например, по костям специалисты-биологи определяют видовой состав домашних животных, а еще можно установить, сколько веков они пролежали в земле. А если это кости диких животных, то определяется, на какие виды охотились. Допустим, раскопки в Светлогорском районе засвидетельствовали, что еще в XVII веке на этой территории жили зубры.
Много поводов для осмысления учеными дают и фрагменты глиняной посуды. В частности, найдена ранняя гончарная керамика, начиная с XIII века, когда возник монастырь.
— В деревнях печи кафелем фактически не обкладывались. Это был материал городской, а также монастырской культуры. И то, что находим много фрагментов изразцов, подтверждает: монастырь стоял именно на этом месте, — считает Тельман Маслюков.
Среди уникальных находок — шахматная фигура из слоновой кости, костяное писало (инструмент для нанесения текста), относящиеся к XIII веку, а также каменный нож аж из эпохи мезолита. Кстати, последний позволяет понять, откуда в наших раскопках кремень.
При этом все артефакты (например, гончарный сосуд, который реконструировали из найденных фрагментов) после экспертизы возвращаются туда, где были найдены. В перспективе их можно будет увидеть в музее, который планируют создать в монастыре.
Наверное, 7 тысяч лет назад на месте будущего монастыря существовала стоянка или даже поселение первобытных охотников и рыболовов... В общем за 5 сезонов раскопок собран богатый материал, который позволяет ученым проследить историю церкви, монастырской культуры в Беларуси, начиная с XIII века. При этом все артефакты (например, гончарный сосуд, который реконструировали из найденных фрагментов) после экспертизы возвращаются туда, где были найдены. В перспективе их можно будет увидеть в музее, который планируют создать в монастыре.
Кстати, в связи с выявлением местонахождения древнего монастыря Сергей Рассадин считает важным следующий вывод. Поскольку великий князь Войшелк, уйдя в монастырь, продолжал руководить государством (до Новогрудка отсюда — час хода хорошим конем), то, значит, именно в Лавришево некоторое время находился центр Великого княжества Литовского. Как это было при Иване Грозном, который сделал своей резиденцией Александрову Слободу, либо при древнем императоре Тиберие, который перебрался из Рима на остров Капри.
Уважая свою историю, развиваешься как личность
Так называемым черным копателям, которые орудуют ради личного обогащения, никогда не понять той мотивации, с которой пятое лето подряд приехали в Лавришево профессор Рассадин и его добровольные помощники. Никто из участников экспедиции никакой материальной выгоды здесь не ищет. Монастырь обеспечил волонтеров питанием, некоторых — ночевкой в здании своего подворья, а другие не против палаток. Главное, что все приезжают без какого-то принуждения — за находками и открытиями, знаниями и впечатлениями. И не только непосредственно на месте раскопок. Организаторы подготовили для молодежи интересную экскурсионную программу — знакомство с достопримечательностями Гродненщины.
Для отца Евсевия самое главное, что находки свидетельствуют о монахах той эпохи как людях очень трудолюбивых, молитвенных:
— Будто проводится какая-то наша связь с прошлым, полнится культурная и духовная копилка нашего народа. Полагаю, что участие в этих работах важно и для самих волонтеров, прежде всего молодых людей, которые, почитая историю своей Родины, ища ее культурные ценности, развиваются как личности.
Можно не сомневаться, что добровольцы приедут в Лавришево и в дальнейшем, когда археологические раскопки продолжатся. Сергей Рассадин считает, что это необходимо, ведь его первоначальные представления об историко-культурном потенциале этих мест в ходе исследований значительно расширились. Так, местоположение древнего монастыря нашли. Однако появились новые вопросы, которые «зовут» в предыдущие исторические периоды. С загадками, которые, возможно, наши современники смогут разгадать.
В тему
...Когда статья была готова к печати, выяснилось еще одно обстоятельство. Дело в том, что на открытие в Лавришево Войшалковского монастыря XIII века вдруг начал претендовать историк Александр Кравцевич. Согласно его интервью получается, что профессор Рассадин якобы только подтвердил сделанные им выводы. Чтобы прояснить ситуацию, дадим слово и Сергею Евгеньевичу:
— Во всех своих публикациях о Лавришево я всегда упоминал о шурфовке, которую здесь еще в 1990 году делал коллега Кравцевич. Но в его публикации о древнерусском монастыре XIII века речь не идет в принципе, а сказано буквально следующее: «В нижней части темно-серого влажного слоя обнаружены вещи XVI в., найдено несколько фрагментов неглазурованных горшков XIV-XV вв. (один фрагмент, возможно, более ранний)». Где же здесь Войшелковский монастырь, основание которого упомянуто в летописи под 1262-м годом? Кравцевичем было вскрыто всего 6 квадратных метров культурного слоя, а нашей экспедицией — 160! Поэтому с его стороны — единичный неопределенный черепок, а с нашей — впервые найден древнерусский слой с тысячами артефактов. В общем, я этот вопрос никогда не поднял бы, если бы не обида за моих соратников, за студентов, за детей-старшеклассников, которые упорно работают здесь из сезона в сезон. Именно вместе с ними мы открыли эту неизвестную страницу истории белорусской. И, Бог даст, откроем еще!
Борис Прокопчик. Фото автора, 4 августа 2015 года. Источник: газета «Звязда», в переводе: http://zviazda.by/2015/08/94534.html