Диафильм как воспоминание советского детства

Просмотров: 4572Комментарии: 0

Что такое диафильм, сегодня знает не каждый. И это совсем не удивительно. В нынешние времена развития информационных технологий подрастающее поколение знакомится с миром, в котором живет, при помощи телевизора и интернета. Глобальная «паутина» переполнена видеороликами, фильмами, картинками про какие угодно явления нашей жизни. Раньше такого доступа к информации не было, поэтому каждый, кто старше двадцати лет, помнит жужжание диапроектора фильмоскопа и яркий луч, который превращал белую простыню в волшебный экран, на котором менялись цветные картинки.

История возникновения

Диафильм — это последовательность изображений, напечатанных на позитивной пленке. Для многих из нас — теплое воспоминание о беззаботном счастливом детстве. Кадры этой ленты связаны между собой по смыслу, чаще всего сопровождаются текстом, который и превращает кадры в последовательный рассказ. В советские времена значительное количество цветных диафильмов выпускалось для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Это были ленты на сюжеты народных сказок, произведений художественной литературы, фильмов. Кроме художественных, выпускались еще и учебные диафильмы, которые использовались в качестве наглядных пособий для школ, ВУЗов. Небольшое количество диафильмов делалось со звуковым сопровождением на магнитной ленте или, чаще, на виниловых пластинках. Кроме Советского Союза, диафильмы еще были в США.

диафильм в рукахПрибор, при помощи которого диафильм можно было «оживить», назывался фильмоскоп. Благодаря его сравнительно низкой цене (дешевые стоили 5 рублей 70 копеек, среднего класса — около 30 рублей) просмотр диафильмов было очень распространен в семьях, где были маленькие дети.

Основным производителем диафильмов в Советском Союзе была студия «Диафильм». Именно она подарила советским детям сотни пленок с их любимыми персонажами: Крошка Енот, Кролик и Волк, Кот Матроскин, Золушка, Дядя Степа. Диафильмы продавались в магазинах в детских отделах, также их можно было заказать по каталогу «Посылторга» на почте. Многие семьи получали целые посылки с диафильмами, а потом каждый вечер превращали детскую комнату своего дома в волшебный кинозал.

«Обидно было ждать, пока стемнеет»

«Как эта вещь попала в наш дом, я не знаю, потому что была совсем маленькой, может, года три мне было, когда я впервые увидела диафильмы, — делится воспоминаниями 24-летняя девушка Инга Купчина. — Думаю, мои родители приобрели этот прибор нам с сестрой в магазине. Как только в детском отделе появлялись новые мультфильмы, мать сразу приносила нам новую прекрасную баночку с диафильмом. Вечером папа с мамой вешали на стену вместо ковра большую белую простыню — мне очень не нравилось, что они не гладили ее (смеется) — и начинался киносеанс. Сначала родители смотрели диафильмы вместе с нами, а потом мы делали самостоятельные просмотры, даже приглашали друзей. Мы с сестрой часто спорили, кто будет в роли киномеханика и одновременно диктора. Самым обидным было то, что смотреть диафильмы можно было только тогда, когда на улице темнело. Однажды мать принесла диафильм "Трое из Простоквашино", и я никак не могла дождаться, когда же наступит ночь. В начале девяностых отец привез из Польши видеомагнитофон, и мультики мы начали смотреть на видеопленке. Так просмотр диафильмов сам по себе отошел на второй план».

Любовь Беляева. Фото автора, 6 декабря 2012 года.

Источник: газета «Звязда», в переводе с белорусского: http://zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=106281&idate=2012-12-06