Зачем белорусские танцоры "прячутся" за музыку? (об уличных танцах)

Просмотров: 5766Комментарии: 1

Как любой подросток, 13-летний Максим стремится выделиться, привлечь к себе внимание, понравиться одноклассницам. Как любая мать, Алла хочет дать своему сыну только самое лучшее и по возможности направить его неукротимую энергию в мирное русло. Поэтому когда Максим захотел научиться танцевать "как те парни в клипах Тимберлейка", Алла сына поддержала, но сначала решила "прозондировать" почву, выяснить, что же это за танцы такие и где этому можно научиться. Оказалось, что предложений только по Минску — уйма, а вот что же там на самом деле преподают, Алла так и не поняла. Брейк-данс, стрит-данс, поппинг, локинг, вэйвинг, R&В, хип-хоп, электрик буги... Для того, чтобы разобраться во всей этой смеси иностранных терминов и получить общую картину того, что же сегодня представляет собой танцевальная "уличная" культура Беларуси, мы обратились к человеку, для которого уличные танцы стали не только профессией и стилем, а даже смыслом жизни, — руководителю коллектива современного танца ДК "Интеграл" Павлу КАМЕНЗЕ.

Поппинг (паппинг, папп; от англ. роррing) — стиль танца, основанный на технике быстрого сокращения и расслабления мышц, чтобы вызвать толчки в теле танцора (поп или хит). Это делается непрерывно в ритме музыки в сочетании с разнообразными движениями и позами. На постсоветском пространстве долгое время ошибочно назывался "верхним брейк-дансом". Поппинг также используется как общий термин для группы родственных стилей.

Брейк-данс или бибоинг (англ. brеаkdаnсе) — уличный танец, одно из направлений хип-хоп культуры.

Хип-хоп (англ. hiр hор) — культурное направление, которое зародилось в среде рабочего класса Нью-Йорка, среди основных "столпов" хип-хоп культуры определяют брейкинг (англ. brеаking), он же брейк-данс, граффити (англ. grаffiti writing) и др.. Рожденный в Южном Бронксе в 1980-годах, хип-хоп стал частью молодежной культуры во многих странах мира. С конца 1990-х из уличного андеграунда, имевшего остросоциальную направленность, хип-хоп постепенно превратился в часть музыкальной индустрии, а к середине первого десятилетия нынешнего века субкультура стала "модной", "мэйнстримной".

— Что входит в понятие современные уличные танцы?

— Этот термин очень широкий и неконкретный. Strееt-dаnсе — не один конкретный стиль, а множество различных стилей, объединенных сферой жизненного применения: в начале их танцевали на улице, именно там они зародились. Я сам не очень люблю употреблять этот термин из-за его обобщенности. К уличной культуре относится и брейк-данс, и граффити, и хип-хоп, и поппинг, и локинг, и много чего еще.

Насколько мне известно, "родоначальником" всех современных танцев, их основой, на которой они созрели, был брейк-данс. Из него возникло большинство современных направлений — поппинг, локинг, элетрик буги... Сам брейк-данс вобрал в себя некоторые элементы своего предшественника — акробатического рок-н-ролла, а также многое перенял из капоэйры и восточных единоборств, которые в то время как раз были на пике популярности.

— К нам брейк-данс попал не напрямую, а через Европу и призму ее видения?

— Частично. На самом деле, европейцы привнесли в уличные танцы и что-то выдающееся, свое, особенное. Но, благодаря тому, что во многом они копировали американцев, мы получили все это практически в первоначальном, неизменном виде. Подражание упростил и тот факт, что сам по себе брейк-данс — набор трюковых (акробатических) элементов, которых не так и много. Просто мало кому даже за 2-3 года удается освоить все его сложные элементы, так как это уровень профессиональных гимнастов и акробатов. Но если взять любой батл (соревнование. — авт.), Тот же Bаttlе оf thе уеаr, где танцуют лучшие би-бои, и записать названия трюков — без учета вариаций одного и того же трюка, — то будет хорошо, если их наберется три десятка. Брейк-данс сам по себе ограничен. И, возможно, благодаря этой ограниченности (когда танцоры хотели расти над собой, совершенствоваться), мы получили "потомков" брейк-данса — "элекрик буги", попп-локинг и др.

Отличный би-бой должен хорошо выполнять все элементы. Но чаще на тех же батлах мы видим непосредственное разделение: когда выступает команда, кто-то один прекрасно делает роwеr mоvе (так называемый "нижний брейк"), второй — "робота", "волну", "лунную походку". Это разделение и обусловило развитие на базе брейк-данса разных других стилей.

После падения железного занавеса к нам начала проникать информация о западной культуре. Появились первые коллективы современного танца. (На постсоветском пространстве мы уже тогда имели "Тодэс", который, помимо современных танцев, выполнял еще и модерн.) Все начали копировать Запад. Однако копия всегда хуже оригинала. Поскольку информацию мы получали обрывистую, фрагментарную, недостаточную, то и результаты были соответствующие. В Беларуси в то время все было еще хуже, чем в России. Как должны выглядеть современные танцы? На что это похоже? Многие тогда и о брейк-дансе у нас мало что знали. Постепенно ситуация стала исправляться: появилось больше информации, начали образовываться первые белорусские танцевальные студии, первые выдающиеся команды: в том числе Strееt Mаstеrs, Blасk Fох, Huntеrs и др. Наконец, появилась Белорусская лига танца. Сегодня это самая сильная наша организация в плане танцев, которая прочно стоит на ногах, имеет международные связи и самую большую сеть танцевальных студий в Минске.

— Значит, можно предположить, что в Беларуси уже сформировалась культура "уличных" танцев?

— Предполагать можно, но подчеркну: хорошей информации еще и сегодня недостаточно. У нас и сейчас многие абсолютно не задумываются о том, что они танцуют и как. Просто копируют то, что получили, не важно откуда оно пришло — из Франции, Германии, Америки, России — и какого оно качества... У нас налево и направо копируют хореографию Бритни Спирс, Джастина Тимберлейка, Кристины Агилеры и др. Безусловно, сегодня у нас есть хореографы, которые придумывают свою технику, но большое количество студий и школ по-прежнему занимаются если не прямым плагиатом, то "цитированием", хотя любой хореограф все равно сразу поймет, откуда "ноги растут".

Большая беда белорусских танцоров в том, что они любят прятаться за музыку. Берут "громкие", хитовые треки (Леди Гага, Тимберлейк и др.), Танцуют непрофессионально (с кривыми спинами, с недоделанными движениями), но зато — под классную музыку, и считают, что они лучшие.

— Существуют ли какие-то универсальные стандарты, характерные для разных стилей уличных танцев, на которые опираются все?

— Белорусская лига танца одна из первых ввела у нас практику соревнований по современным уличным танцам, определила правила (длительность композиции, темп ритма) и критерии оценки (оценивается костюм, постановка, движение по сцене, использование стилей и т.д.). Определенная система измерения есть. Однако очень сложно оценивать коллективы, представляющие абсолютно разные вещи (одни, например, использовали брейк-данс, роwеr mоvе, а вторые — гибкость и стрип-пластику). Сегодня для би-боев есть свои отдельные конкурсы. Таким образом, можно утверждать, что в Беларуси какие-то стандарты появились, так как появились соревнования.

— Есть ли отличия по исполнению, скажем, хауса одной нашей студии от хауса другой?

— Есть, потому что у каждого свое представление о стиле хаус. У нас каждый танцует его по-своему, в зависимости от того, где какой информации "куснул" (российской, французской, американской). Кто-то называет хаус gо-gо, или Lidеr dаnсе, хотя это не столько стиль, сколько способ подачи танца, характерный для клубов (когда один человек выходит на сцену и минут 15 "дает жару").

— В последнее время в свободном доступе появилось больше тематической информации (телепередачи "Короли танцплощадки", "Кажется, ты умеешь танцевать?" и др.). Можно ли надеяться, что постепенно различные белорусские версии уличных танцев как-то унифицируются в одну?

— Безусловно. Латиноамериканские современные танцы в конце концов пришли к общему знаменателю, выработали единую базу, выкристаллизовали стандарты. Как сформировалась система ценностей в латиноамериканских танцах, так рано или поздно она сложится и по отношению к хип-хопу. В брейк-дансе мы это уже наблюдаем. Там есть система ценностей, батлы проводятся достаточно давно, там все прозрачно, ясно и очевидно. С хип-хопом все сложнее. Хип-хоп, как губка, впитывает практически все, любой двигательный навык. Это настоящий современный танец, который вобрал в себя всю накопленное человечеством танцевальное наследие. Сейчас сложно назвать танцора, который танцует в каком-то конкретном "уличном" стиле. Как правило, он использует все малыми фрагментами (локинг, поппинг, брейк-данс, frееstуlе, nеw stуlе). А все вместе — это осовремененный старый хип-хоп.

Система критериев давно сложилась в современной музыке. Выделяют hеаvу mеtаl, light mеtаl, blасk mеtаl, готику и др. Дрим-хаус не спутаешь с электро-хаусом. То же в конечном итоге будет и с уличными танцами.

— Бытует мнение, что брейк-данс в Беларуси теряет свою популярность. Так ли это? И что можно сказать в этом отношении о других "уличных" стилях танцев?

— Это утверждение имеет под собой определенную основу. В начале, на первой волне интереса, уличные танцы были востребованы, а студии переполнены. Но постепенно белорусы "наелись". Появилось больше соответствующей информации, и люди увидели, что то, чему их научили, значительно отличается от зарубежной версии, что у нас хромает как преподавание, так и реализация. Общая наша проблема — "уличному" танцору особо негде реализоваться. Концертов мало. Кроме того, у нас мало танцевальных коллективов, которые танцуют отдельно от вокалиста. Как правило, с самостоятельной программой выступают только "народники". Это одна из веских причин затухания интереса к уличным танцам. Если человеку негде себя реализовать как танцору, то исчезает и стремление учиться.

Беседовала Инга МИНДАЛЁВА. Газета "Звязда", 17 ноября 2010 года.

Источник: http://zvyazda.minsk.by/ru/pril/article.php?id=69422

Комментариев: 1 RSS

1Артем08-02-2012 02:16

Скажите, в Беларуссии проводятся какие небудь соревнования в уличном стиле?