Катехизатор воскресной школы: «Дети у нас не прогреты любовью»

Понедельник, 20 августа 2012 г.
Просмотров: 2121
Подписаться на комментарии по RSS

Наши дети сегодня занимаются чем угодно, кроме того, что им более всего необходимо. Речь не о тех даже, кто слоняется по улицам или грабит своих сверстников, а о вполне благополучных мальчиках и девочках, окруженных всяческой заботой и вниманием. Различные спецшколы, музыка, иностранные языки, спорт, компьютеры — мы, родители, стараемся дать им все, но, к сожалению, упускаем время, не придавая значения духовным исканиям маленького человека. Почему так происходит? На вопросы журналистки отвечает катехизатор воскресной школы при Кафедральном Свято-Духовом Соборе Борис Александрович ГАНАГО.

— Мы все обмануты. И детский садик, и школа, и семья готовят ребенка к очень короткой дистанции — к временной жизни. Нас обманули, лишив веры в личное бессмертие.

Можно провести такую аналогию: плачет малыш, потерял маму, не знает ни адреса своего, ни фамилии. Куда идти? Чужие люди берут его за ручку, уводят... Куда? Зачем?

Заблудились и мы. Плачет наша душа, не знает ни вечного своего имени, ни имени Отца Небесного, ни своего Отечества, не знает, зачем дана жизнь.

Григорий Богослов высказал мысль о трех рождениях человека: одно от физического отца, другое дается в момент крещения от Бога, третье рождение от самого себя, от своей свободной воли — каждый должен быть себе отцом, пробудив в душе жажду познания Бога и общения с Ним. Богопознание, как говорят старцы, и есть главное дело человека на земле.

— В наше время, вероятно, немногие из родителей в состоянии помочь ребенку пройти этот путь...

— Даже чувство родительской любви у нас несколько извращено. Мы заботимся о детях однобоко — одеть, обуть, накормить, ну, еще дать образование, профессию, чтобы они потом могли преуспеть в обществе. И мало кто относится к ребенку не как к своей собственности, а как к сыну Божиему, наследнику Царства Небесного, как к образу Божию в человеке. Все критерии, все координаты смещены, и придя к вере, их приходится пересматривать.

Для того, чтобы переосмыслить, перенацелить, помочь ребенку прозреть и создана воскресная школа. Ее предназначение даже не в том, чтобы дать детям определенную информацию, они могут, в конце концов, получить ее из книг, а поделиться с ними радостью, что мы не случайны в этом мире.

Очень важно встретить ребенка с доброй улыбкой, сердечно, воскресная школа должна быть и школой любви. По словам Иоанна Кронштадского, «дети наши не прогреты любовью».

Одна акушерка говорила: «Как только маленький человек появляется на свет, его нужно принять с любовью, тогда он всю жизнь будет к ней стремиться».

— Кто ваши ученики, из каких семей — бедных или богатых, верующих или нет? Как они попали в школу?

— Детки самые разные. К нам ходят две сестрички, младшая совсем крошка. Они живут в Малиновке. Представьте себе, у них один выходной день — воскресный. Из Малинбвки добираться до Кафедрального Собора часа полтора и столько же обратно. И эти девочки тратят три часа на дорогу с тем, чтобы свой день отдыха провести в воскресной школе.

Основная задача наша — привести маленького человека в Церковь Христову.

У нас, например, сложилась традиция совершать по праздникам Рождества и Пасхи детскую исповедь. Это невероятно трогательно. Маленький человечек, не выше стола ростом, несколько минут рассказывает священнику о своих грехах, а тот, стоя над ним, с сочувствием слушает и читает разрешительную молитву. Ребенок идет причащаться, а потом иногда даже прыгает от радости, радости очищения.

— О чем дети спрашивают чаще всего?

— Младшим ребятам не надо доказывать, что есть Бог. Душа по природе своей христианка. Первое время ребенок воспринимает мир сердцем, воображением, интуицией. Поэтому общаться с ними очень легко, не нужно тратить время на аргументацию, они сразу схватывают суть. Вопросы возникают в более позднем возрасте, когда начинает развиваться «рацио».

Но в принципе в воскресной школе создается удивительная атмосфера единомыслия. Мы беседуем, я спрашиваю таким образом, чтобы дети одновременно думали, одновременно искали ответ. Перед занятиями мы вместе молимся, и как будто что-то нисходит, возникает какое-то благоговение...

В этот момент дети занимаются главным делом жизни на земле — богомыслием, богопознанием. И они чувствуют это, и из-за этого они тянутся сюда.

Беседовала Татьяна Батюк. Журнал «Гаспадыня», № 2 за 1997 год.

Рекомендуем прочесть: Борис Ганаго. «Будем как дети». Семейные беседы о христианской вере для детей и родителей. Минск, 1996 г.

Оставьте комментарий!

 Пожалуйста, оставляйте ниже комментарии, не требующие ответа юриста. За бесплатными юридическими консультациями в Беларуси обращайтесь на сайт http://pravoby.com/

Комментарий будет опубликован после проверки

Имя и сайт используются только при регистрации

(обязательно)