Будные («100 знаменитых фамилий Беларуси»)

Просмотров: 5607Комментарии: 0

В белорусской истории фамилия Будный связана с личностью ученого-просветителя, гуманиста, реформатора, проповедника, публициста, печатника, философа, педагога, историка, преемника культурно-просветительских традиций Франциска Скорины — Сымона Будного. Имя Будного было широко известно в России, Польше, Германии, Италии, Швейцарии, Голландии, Англии и других странах Европы.

Точное место рождения и годы жизни Сымона Будного неизвестны. Считается, что он жил и действовал примерно в 1530 — 1593 годах. Окончил факультет свободных искусств Краковского университета, учился в Пражском университете. Творческий путь просветитель начал в Вильне, куда в 1558 году переехал по приглашению виленского воеводы и канцлера Николая Радзивилла Черного. Здесь, в столице Великого Княжества Литовского, Будный преподавал на белорусском языке катехизис в протестантской школе. Позже, в 1560 году, Николай Радзивилл Черный перевел Будного пастором в соборную кальвинистскую школу Клецка. При финансовой поддержке белорусских магнатов Сымон Будный основал в Несвиже одну из первых белорусских типографий, в которой в 1562 году издал на белорусском языке книги «Катехизис» и «Об оправдании грешного человека пред Богом». «Катехизис» Будного вызвал большой интерес в среде образованных людей Европы. Новый период в жизни Будного начался в Холхове (1565-1566 гг.), где он стал одним из идейных вождей белорусской Реформации и возглавил ее радикальное течение — антитринитаризм. В Холхове просветитель занимался переводом Библии и апокрифов. Особенно плодотворным в творчестве Сымона Будного стал период с 1573 по 1583, когда он жил в Лоске. Здесь в 1574 году в Лоской типографии впервые в мировой литературе вышел Новый Завет в переводе на польский язык с предисловием, комментариями и замечаниями. Как справедливо отмечают исследователи, никто из тогдашних европейских переводчиков новозаветных произведений не делал до сих пор такой огромной текстологический работы, как Сымон Будный. Ученые признают, что благодаря феноменальным аналитическим способностям белорусского просветителя, его таланту, широкой эрудиции, совершенному знанию древних языков научно-критический уровень издания Нового Завета 1574 был самым высоким среди всех известных на то время в Европе. В Лоске ученый опубликовал свой главный теологический трактат «Про наиважнейшие положения христианской веры». Будный написал около 30 оригинальных прозаических произведений и сделал очень много переводов. Ученый знал огромное количество языков — старобелорусский, латинский, греческий, итальянский, польский, чешский, русский, иврит, старославянский и другие. Свои работы издавал, в основном, на трех языках — белорусском, латинском и польском. Произведения Будного имели большую популярность на родине: его проповеди охотно слушали жители Вильни, Клецка, Несвижа, Холхова, Заславля, Лоска, Любчи Полоцка, Вишнево. К сожалению, многие книги, написанные и изданные Сымоном Будным, были уничтожены и не дошли до нашего современника, но идеи, заложенные в этих произведениях, оказали большое влияние на развитие богословия, законодательства, белорусской литературы, языка, философии и истории.

Происхождение фамилии

Не существует единого мнения относительно месторождения и этнической принадлежности Сымона Будного. Одни ученые полагают, что Будный родился в Польше — в Мазовии, в местечке Буда. Другие считают, что родиной просветителя является Беларусь. Бесспорным остается то, что фамилия печатника происходит от названия населенного пункта Буда. Но сегодня невозможно определить, с названием какого конкретно населенного пункта — польского или белорусского — связана фамилия просветителя. Поселения с таким названием неоднократно встречаются в Польше. Чрезвычайно много таких населенных пунктов было в древности на белорусских землях. Связано это было с тем, что в период с XV до середины XIX веков здесь было много предприятий — будов, на которых в специальных печах выжигался древесный уголь, гналась смола, деготь.

распространенность фамилии Будный в Беларуси

Обычно такие предприятия располагались в лесных массивах. Они принадлежали крупным землевладельцам и лесопромышленникам. Будами, по свидетельству ученых-аномастов, назывались также лесные поселки, в которых жили будники — люди, занимавшиеся производством угля, смолы и дегтя. В связи с широким распространением этого вида промышленной деятельности в Беларуси возникло множество поселений, в основу которых положено слово «буда». Многие из этих названий сохранились до наших дней. Встречается название Буда и родственные с ним в топонимии Минской (Воложинский, Вилейский, Дзержинский, Крупский, Логойский, Минский, Слуцкий, Смолевичский, Стародорожский, Борисовский районы), Могилевской (Осиповичский, Бобруйский, Белыничский, Горецкий, Климовичский, Хотимский районы), Брестской (Дрогичинский, Ивацевичский, Пинский районы), Витебской (Бешенковичский, Глубокский, Верхнедвинский, Дубровенский, Оршанский, Полоцкий, Сенненский, Ушачский, Шумский, Шарковщинский районы), Гродненской (Гродненский, Новогрудский районы) областей. Наибольшее количество поселений с основой «буда» насчитывается на территории Гомельской области (Октябрьский, Буда-Кошелевский, Добрушский, Жлобинский, Житковичский, Калинковичский, Лельчицкий, Лоевский, Мозырский, Наровлянский, Петриковский, Рогачевский, Речицкий, Светлогорский, Хойникский районы).

Будные в современной Беларуси

Фамилия Будный и родственные с ним Будник, Будников, Будницкий, Будниченко, Будняцкий отмечаются почти по всей территории Беларуси: Брестский, Березовский, Жабинковский, Ивановский, Лунинецкий, Малоритский районы (Брестская область), Оршанский, Браславский, Городокский, Сенненский, Толочинский, Чашникский районы (Витебская область), Могилев, Осиповичский, Бобруйский, Белыничский, Горецкий, Кировский, Круглянский, Могилевский, Чаусский, Шкловский районы (Могилевская область), Буда-Кошелевский, Гомельский, Добрушский, Ельский, Жлобинский, Калинковичский, Кормянский, Лоевский, Наровлянский , Петриковский, Речицкий районы (Гомельская область), Островецкий, Волковысский, Гродненский, Дятловский, Ивьевский, Кировский, Лидский, Рожнятовский районы (Гродненская область), Борисовский, Березинский, Воложинский, Дзержинский, Крупский, Молодечненский, Мядельский, Несвижский, Столбцовский, Узденский районы (Минская область).

Игорь Копылов, кандидат филологических наук, ученый секретарь Института языка и литературы имени Якуба Коласа и Янки Купалы НАН Беларуси, 21 августа 2012 года.

Источник: газета «Звязда», в переводе: http://zvyazda.minsk.by/ru/pril/article.php?id=101742